Конечно, большинство подростков не хамы, а воспитанные и отзывчивые люди. Бывают среди них индивидуумы, но их к счастью - меньшинство. Хотя, я на своем веку встречалась с таким подростковым беспределом, что этих деятелей исправит лишь зелёнка. На лоб.
Но речь об общей массе. Начну в двух маленьких эпизодов, свидетем или героем которых я была.
Стою на остановке, жду автобус, впереди стайка молодых людей, они собрались в большой город на выходные. Уже начинается посадка , когда запыхавшись прибегает парочка, оказывается у девушки сломался замок, молодой человек помог ей вскрыть квартиру, ждали родителей, что бы не бросать раскуроченную дверь и вот, они тут. Понятно, девушка на эмоциях, говорит громко, возбужденно. Впереди стоящая дама резко оборачивается и требует: "Прикуси-ка язычок! Не всем это интересно! Здесь еще есть люди и дети!!!"
Откровенное хамство со стороны взрослого человека. Скандалу не дала разгореться именно молодежь.
Согласна, не каждому приятен громкий разговор, но итак резко вклиниваться и самоутверждаться категорически недопустимо. Могу предположить, что двигало дамой: она была откровенно нарядна и накрашена, спутника называла на "Вы", скорее всего хотела распушить хвост перед ним и показать вот, как она умеет!
Второй случай. Сообщаю коллеге, что не смогу составить ей компанию, так как изменились планы из-за третьего человека. Слышу: "Ну, ты сама виновата! Избаловала, теперь жалуешься!" Во-первых, мои предпочтения были вполне ясно обозначены, жалобы тут не было. И опять - оценка другого человека, когда он об этом не просит.
Таких случаев каждый наберет с несколько десятков. Только вот при подобных резких высказываниях мы ни капли не задумываемся, что нарушаем личные границы другого человека, позволяем себе его оценивать и где-то провоцируем.
Эти высказывания нам уже не заметны, привычны.
А для детей они в новинку, выходит, можно незначительной фразой провоцировать, оценивать и иначе нарушать границы.
И никто при этом детям не объясняет, что их свобода заканчивается там, где начинается свобода другого.
Хамоватый ученик в школе заявляет, что он "имеет право", забывая. что другие ученики тоже имеют право на образование на уважительное отношение. Учитель имеет право на уважительное отношение.
Школа имеет право на издание дисциплинарных уставов и применение санкций к ученикам (но школы слабо и редко реализуют это право из-за сложности в согласовании. Хотя, это компетенция директора школы издать такой устав. Департамент образования вполне может создать пилотный проект для школ муниципального образования , района или города).
В первую очередь, это должно быть донесено и разъяснено родителями, что свобода одного не должна ущемлять права другого.
Но сегодня в своем большинстве родительствует постперестроечное поколение, чьи родители вкусили свободы Дикого Запада и путают свободу с анархией и вседозволенностью.
Детей хамов нет, есть дурно воспитанные родители, не знающие ни философии, ни правил торговли, знающие только дикий постперестроечный разгул.
ПЕревоспитать родителей общество уже не сможет. Но мы может своим отношением, тактичным отношением без кокетства и клоунады, искоренять в себе или в других привычку нарушать личные границы.
Не учить других , кроме своих детей и подопечных, соблюдать личные границы или резко отвечать на хамство, а. в первую очередь, не допускать со своей стороны непрошенные поучения.
Добавить в свой лексикон по отношению к собственным же детям слова : пожалуйста, спасибо, будь добра, приятного аппетита.
Дети это впитают очень быстро и их же поведение в той же школе кардинально изменится.
Не получая уважения, дети уродливо трансформируют свои потребности и сами не понимают, что и как творят, а мы, взрослые, педагоги, родители пытаемся бороться с последствиями собственной невоспитанности.