Взаимоотношения двух звёзд советского рока на протяжении их жизни были разными. От тёплых приятельских, в самом начале, до холодных недружественных в конце. Хотелось бы разобраться, что же произошло между Цоем и Майком?
Знакомство будущих рок-звёзд произошло в 1981 году. Молодые парни Рыба и Цой, то ли панкующие, то ли хипующие были представлены тогда уже почти заслуженному члену андеграудной рок-тусовки Ленинграда Михаилу Науменко. Майк принял ребят радушно, песни их ему понравились и завязалось хорошее товарищеское общение. Рыбин и Цой чуть ли не каждый день торчали в квартире у Майка. Потом Рыбин откололся от “Кино”, но Цой так и остался в хороших и приятельских отношениях с Майком.
Какое-то время, когда у обоих исполнителей были проблемы, либо с составом, либо с электрическими концертами, вместе ездили на акустические концерты в разные города Советского Союза. Так же нужно отметить, что Майк много помогал Виктору на начальном этапе его творчества. Знакомил с нужными людьми, так по словам Науменко именно он познакомил Цоя и Гребенщикова, хотя БГ приводит несколько иную версию его знакомства с Цоем.
Так вот Майк вводил Виктора в тусовку. Это было очень важно, чтобы тебя знали правильные люди. Так же Науменко помогал Виктору с текстами и музыкой - не глобально, а так по мелочам, подсказывал в каком направлении тому двигаться.
Однако в какой-то момент времени карьеры музыкантов пошли в резко противоположных направлениях. Цой становился звездой Союзного масштаба, а Майк так и оставался в андеграунде и стремительно терял позиции. Вот здесь и прервалось тёплое отношения музыкантов друг к другу. Находясь на разных орбитах и Цой и Майк начали нелестно высказываться друг о друге.
В частности, Цой написал едкий стишок про Науменко, который в момент разлетелся по Ленинграду:
“Травка зеленеет, солнышко блестит - у “Сайгона” пьяный Майк лежит!”
Впрочем, и Майк за словом в карман не лез. Когда Виктор погиб, Науменко высказался в присущей ему ироничной манере: доигрался х*й на скрипке!
Так же уже после смерти Цоя, Майк назвал Виктора, по сути, лицемером и обвинил его в циничности – по словам Науменко, Виктор всегда умел находить полезных ему людей и пользоваться ими в своих целях.
Так же Майка раздражало, что после гибели из Виктора начали лепить рок-икону. Впрочем, наверное, можно понять и того и другого. В какой-то момент их пути действительно разошлись и каждый пошёл своею дорогой, такое бывает в жизни, причём очень часто.
Зачастую, с человеком, с которым ты много общался, через несколько лет при встрече и не найдёшь, что ему сказать. Люди взрослеют, у них появляются разные интересы, другие знакомства. Тем более Цой стремительно взлетал наверх и как личность, и как исполнитель. Майк же наоборот деградировал, как личность - начал резко спиваться, и застопорился, как исполнитель. Затаив на многих оказавшихся более успешными товарищей зависть и обиду. Майк так же обвинял Цоя в звёздной болезни.
Впрочем, возможно просто Виктору больше не о чем было общаться со старым приятелем, тем более, что по-настоящему друзьями они никогда не были и Виктор ничего Майку был не должен. Ещё недавно выяснилось, что в момент плотного общения в начале восьмидесятых между Виктором и женой Науменко Натальей едва не случился адюльтер. И хоть Майк воспринял это всё понимающе, возможно обиду и затаил.