Полотно Тициана Вечеллио, одного из главных представителей венецианской школы эпохи Возрождения, «Святой Себастьян» передает образ великого гордого христианского мученика.
Образ святого Себастьяна широко использовался в живописи, начиная с V века. Картины с его изображением писали, начиная с XV века многие художники: Бенедетто Бонфильи, Джованни Больтраффио, Андреа Мантенья, Антонелло да Мессина, Сандро Боттичелли, Антонио дель Поллайоло, Витторе Карпаччо, Ганс Бальдунг, Чима да Конельяно, Витторе Кривелли и др.
Согласно жизнеописанию святого, Себастьян родился в Галлии, был воином элитной Первой когорты императорской гвардии. «Золотая легенда» при императорах Диоклетиане и Максимиане и тайно исповедовал христианство. Однажды двое его единоверцев - братья Марк и Маркеллин - были осуждены на смерть за свою веру. Друзья и жёны осуждённых умоляли их отречься от веры и спасти свои жизни. Когда Марк и Маркеллин стали колебаться и готовы были уступить близким, Себастьян пришёл поддержать осуждённых и его речь вдохновила братьев и убедила их сохранить верность христианству. Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною».
После этого, Зоя, немая жена царского казнохранителя Никострата, пала к ногам Себастьяна и просила исцелить её. Себастьян осенил её крестным знамением, она тотчас заговорила и сказала, что видела Ангела с книгой, по которой Себастьян читал проповедь. Все присутствовавшие уверовали и крестились.
Император Диоклетиан призвал святого к себе и сказал: «Я всегда отличал тебя среди первых моих придворных, ты же тайно умышлял нанести ущерб моему благополучию и бесчестил наших богов» и приказал привязать Себастьяна посреди поля и расстрелять из луков.
Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов не был повреждён стрелами и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Жена святого мученика Кастула, по имени Ирина, придя ночью, чтобы похоронить тело святого Себастьяна после казни, нашла его живым и перенесла в свой дом и залечила его раны. Ирина считается покровительницей сестер милосердия.
Многие христиане уговаривали Себастьяна бежать из Рима, но он отказался и, поднявшись по ступеням императорского дворца, стал обличать императоров в злодеяниях, которые они совершили против христиан. На сей раз, по приказу Диоклетиана, он был забит палками и камнями до смерти, а тело его было сброшено в клоаку, чтобы христиане не смогли почитать его как мученика.
На следующую ночь святой Себастьян явился святой Луции и открыл ей, где находится его тело, приказав похоронить его рядом с останками апостолов в катакомбах. Принято считать, что свою мученическую смерть он встретить в Риме на Палатинском холме, а тело его было тайно захоронено за стенами города у Аппиевой дороги. Именно поэтому, катакомбы, которые находятся с правой стороны этой дороги, получили название Св. Себастьяна.
В живописи XVI - первой половины XVII века получили распространение два иконографических типа «Мученичества святого Себастьяна»:
Один характерен для художников, работавших в стиле барокко. Здесь представлена казнь святого - лучники расстреливают Себастьяна, привязанного к дереву.
Второй вариант характерен для последователей Караваджо. Здесь представлена сцена посещения тяжелораненого Себастьяна богатой римлянкой Ириной, которую обычно сопровождают служанки. Художники акцентировали страдания святого - Ирина вытаскивает стрелу из тела Себастьяна, доставляя ему тяжёлые страдания.
На полотне Тициана Себастьян изображен привязанным к дереву, пронзенным несколькими стрелами и ожидающим, казалось бы, неминуемого конца. Он стоит на фоне темного тревожного неба с красными отблесками вдали. Детали пейзажа неразличимы. Его лицо, наполовину в тени, вознесено к небу. Картина кажется почти монохромной, но в действительности каждый ее фрагмент составлен из множества мазков разнообразных оттенков.
Мощное тело Себастьяна - воплощение силы и непокорности, его взгляд выражает не физическую муку, а гордый вызов мучителям. Тициан добивался неповторимого эффекта мерцающего цвета не только с помощью цветовой палитры, но и используя фактуру красок, рельефность мазков. По свидетельству современников, Тициан в поздние годы писал не только кистью, но и пальцами рук, лепил, создавая из сочетания света, тени и тональных переходов то живое впечатление от картин, которое так восхищало зрителей.
В разные годы Святой Себастьян неоднократно появляется на картинах Тициана. Его изображение можно увидеть в ранней работе «Святой Марк на троне» и на «Полиптихе Аверольди».
Молодого Тициана занимала, в первую очередь, детальная и точная проработка прекрасного человеческого тела. Образцом ему служили античные скульптуры и произведения Микеланджело.
В 1570-е годы мастер, которому уже было за восемьдесят, вернулся к теме Себастьяна. И в этой работе Тициан применил принципиально новый подход к живописи, вновь изобретенный лишь в XIX веке. Обычно художники подробно прорабатывали подготовительный рисунок, а затем «раскрашивали» его. Тициан формировал композицию, сразу накладывая толстый пастозный слой краски, иногда мастихином или пальцем. Даже размер полотна изменился в процессе работы.
Тончайшие оттенки желтого, розового, коричневого позволяют передать дыхание и трепет страдающего Себастьяна. Тревожный колорит картины, где ночь освещена языками пламени, бросающими на тело мученика дрожащие отсветы, а мрачная земля сливается с апокалиптически черным небом, позволил искусствоведам увидеть в этом темном полотне «настоящую симфонию цвета».
Мастер решил изобразить фигуру не до пояса, как предполагал сначала, а в полный рост. Для этого ему пришлось надставить холст снизу и дописать ноги. Поза Себастьяна, привязанного к дереву, но не сломленного, не утратившего достоинства и даже перед лицом надвигающейся смерти не открекшегося от Христа, выражает глубокую веру Тициана в стойкость человеческого духа.
Как отмечал Вазари, работы Тициана, созданные в этот период, вблизи представляются хаосом беспорядочно разбросанных пятен, и лишь на расстоянии кажутся законченными. Эта манера далеко не всегда была понятна современникам. Даже в XIX веке «Святого Себастьяна» продолжали считать незавершенным и включили в постоянную экспозицию Эрмитажа лишь в 1892 году.
После кончины Тициана картина некоторое время оставалась в мастерской художника. В 1585 году, спустя почти десятилетие после кончины художника, сын Тициана Помпонио продал отцовский дом вместе со всем имуществом знатному венецианцу Кристофоро Барбариго. «Святой Себастиан» вместе с несколькими другими полотнами Тициана находился в собрании семьи Барбариго вплоть до 1850 года, когда большая часть коллекции была приобретена для Эрмитажа.
Спасибо за прочтение. Если Вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк...