Найти в Дзене

«Святой Себастьян» Тициана Вечеллио

Полотно Тициана Вечеллио, одного из главных представителей венецианской школы эпохи Возрождения, «Святой Себастьян» передает образ великого гордого христианского мученика. Образ святого Себастьяна широко использовался в живописи, начиная с V века. Картины с его изображением писали, начиная с XV века многие художники: Бенедетто Бонфильи, Джованни Больтраффио, Андреа Мантенья, Антонелло да Мессина, Сандро Боттичелли, Антонио дель Поллайоло, Витторе Карпаччо, Ганс Бальдунг, Чима да Конельяно, Витторе Кривелли и др. Согласно жизнеописанию святого, Себастьян родился в Галлии, был воином элитной Первой когорты императорской гвардии. «Золотая легенда» при императорах Диоклетиане и Максимиане и тайно исповедовал христианство. Однажды двое его единоверцев - братья Марк и Маркеллин - были осуждены на смерть за свою веру. Друзья и жёны осуждённых умоляли их отречься от веры и спасти свои жизни. Когда Марк и Маркеллин стали колебаться и готовы были уступить близким, Себастьян пришёл поддержать

Полотно Тициана Вечеллио, одного из главных представителей венецианской школы эпохи Возрождения, «Святой Себастьян» передает образ великого гордого христианского мученика.

Образ святого Себастьяна широко использовался в живописи, начиная с V века. Картины с его изображением писали, начиная с XV века многие художники: Бенедетто Бонфильи, Джованни Больтраффио, Андреа Мантенья, Антонелло да Мессина, Сандро Боттичелли, Антонио дель Поллайоло, Витторе Карпаччо, Ганс Бальдунг, Чима да Конельяно, Витторе Кривелли и др.

Согласно жизнеописанию святого, Себастьян родился в Галлии, был воином элитной Первой когорты императорской гвардии. «Золотая легенда» при императорах Диоклетиане и Максимиане и тайно исповедовал христианство. Однажды двое его единоверцев - братья Марк и Маркеллин - были осуждены на смерть за свою веру. Друзья и жёны осуждённых умоляли их отречься от веры и спасти свои жизни. Когда Марк и Маркеллин стали колебаться и готовы были уступить близким, Себастьян пришёл поддержать осуждённых и его речь вдохновила братьев и убедила их сохранить верность христианству. Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною».

После этого, Зоя, немая жена царского казнохранителя Никострата, пала к ногам Себастьяна и просила исцелить её. Себастьян осенил её крестным знамением, она тотчас заговорила и сказала, что видела Ангела с книгой, по которой Себастьян читал проповедь. Все присутствовавшие уверовали и крестились.

Император Диоклетиан призвал святого к себе и сказал: «Я всегда отличал тебя среди первых моих придворных, ты же тайно умышлял нанести ущерб моему благополучию и бесчестил наших богов» и приказал привязать Себастьяна посреди поля и расстрелять из луков.

 Тициан. «Святой Себастьян». Около 1570. Холст, масло. 210x115,5. Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Тициан. «Святой Себастьян». Около 1570. Холст, масло. 210x115,5. Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов не был повреждён стрелами и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Жена святого мученика Кастула, по имени Ирина, придя ночью, чтобы похоронить тело святого Себастьяна после казни, нашла его живым и перенесла в свой дом и залечила его раны. Ирина считается покровительницей сестер милосердия.

Многие христиане уговаривали Себастьяна бежать из Рима, но он отказался и, поднявшись по ступеням императорского дворца, стал обличать императоров в злодеяниях, которые они совершили против христиан. На сей раз, по приказу Диоклетиана, он был забит палками и камнями до смерти, а тело его было сброшено в клоаку, чтобы христиане не смогли почитать его как мученика.

На следующую ночь святой Себастьян явился святой Луции и открыл ей, где находится его тело, приказав похоронить его рядом с останками апостолов в катакомбах. Принято считать, что свою мученическую смерть он встретить в Риме на Палатинском холме, а тело его было тайно захоронено за стенами города у Аппиевой дороги. Именно поэтому, катакомбы, которые находятся с правой стороны этой дороги, получили название Св. Себастьяна.

В живописи XVI - первой половины XVII века получили распространение два иконографических типа «Мученичества святого Себастьяна»:

Один характерен для художников, работавших в стиле барокко. Здесь представлена казнь святого - лучники расстреливают Себастьяна, привязанного к дереву.

Ганс Гольбейн (старший). «Мученичество Св. Себастьяна». 1516.
Ганс Гольбейн (старший). «Мученичество Св. Себастьяна». 1516.

Второй вариант характерен для последователей Караваджо. Здесь представлена сцена посещения тяжелораненого Себастьяна богатой римлянкой Ириной, которую обычно сопровождают служанки. Художники акцентировали страдания святого - Ирина вытаскивает стрелу из тела Себастьяна, доставляя ему тяжёлые страдания.

Неизвестный мастер XVII века и школы Караваджо. (Предположительно Анджело Карозелли). «Святой Себастьян со святой Ириной». Холст, масло 119х107. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва
Неизвестный мастер XVII века и школы Караваджо. (Предположительно Анджело Карозелли). «Святой Себастьян со святой Ириной». Холст, масло 119х107. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва

На полотне Тициана Себастьян изображен привязанным к дереву, пронзенным несколькими стрелами и ожидающим, казалось бы, неминуемого конца. Он стоит на фоне темного тревожного неба с красными отблесками вдали. Детали пейзажа неразличимы. Его лицо, наполовину в тени, вознесено к небу. Картина кажется почти монохромной, но в действительности каждый ее фрагмент составлен из множества мазков разнообразных оттенков.

Мощное тело Себастьяна - воплощение силы и непокорности, его взгляд выражает не физическую муку, а гордый вызов мучителям. Тициан добивался неповторимого эффекта мерцающего цвета не только с помощью цветовой палитры, но и используя фактуру красок, рельефность мазков. По свидетельству современников, Тициан в поздние годы писал не только кистью, но и пальцами рук, лепил, создавая из сочетания света, тени и тональных переходов то живое впечатление от картин, которое так восхищало зрителей.

В разные годы Святой Себастьян неоднократно появляется на картинах Тициана. Его изображение можно увидеть в ранней работе «Святой Марк на троне» и на «Полиптихе Аверольди».

Тициан. «Св.Марк на троне со святыми». 1511. 218x149. Собор Санта-Мария делла Салюте, Венеция».
Тициан. «Св.Марк на троне со святыми». 1511. 218x149. Собор Санта-Мария делла Салюте, Венеция».
Тициан. «Полиптих Аверольди». Фрагмент. «Св. Себастьян» 1520-1522. Дерево, масло. 278 × 292. Брешиа, Церковь Сант-Назаро-э-Чельсо
Тициан. «Полиптих Аверольди». Фрагмент. «Св. Себастьян» 1520-1522. Дерево, масло. 278 × 292. Брешиа, Церковь Сант-Назаро-э-Чельсо

Молодого Тициана занимала, в первую очередь, детальная и точная проработка прекрасного человеческого тела. Образцом ему служили античные скульптуры и произведения Микеланджело.

В 1570-е годы мастер, которому уже было за восемьдесят, вернулся к теме Себастьяна. И в этой работе Тициан применил принципиально новый подход к живописи, вновь изобретенный лишь в XIX веке. Обычно художники подробно прорабатывали подготовительный рисунок, а затем «раскрашивали» его. Тициан формировал композицию, сразу накладывая толстый пастозный слой краски, иногда мастихином или пальцем. Даже размер полотна изменился в процессе работы.

Тончайшие оттенки желтого, розового, коричневого позволяют передать дыхание и трепет страдающего Себастьяна. Тревожный колорит картины, где ночь освещена языками пламени, бросающими на тело мученика дрожащие отсветы, а мрачная земля сливается с апокалиптически черным небом, позволил искусствоведам увидеть в этом темном полотне «настоящую симфонию цвета».

Мастер решил изобразить фигуру не до пояса, как предполагал сначала, а в полный рост. Для этого ему пришлось надставить холст снизу и дописать ноги. Поза Себастьяна, привязанного к дереву, но не сломленного, не утратившего достоинства и даже перед лицом надвигающейся смерти не открекшегося от Христа, выражает глубокую веру Тициана в стойкость человеческого духа.

Как отмечал Вазари, работы Тициана, созданные в этот период, вблизи представляются хаосом беспорядочно разбросанных пятен, и лишь на расстоянии кажутся законченными. Эта манера далеко не всегда была понятна современникам. Даже в XIX веке «Святого Себастьяна» продолжали считать незавершенным и включили в постоянную экспозицию Эрмитажа лишь в 1892 году.

После кончины Тициана картина некоторое время оставалась в мастерской художника. В 1585 году, спустя почти десятилетие после кончины художника, сын Тициана Помпонио продал отцовский дом вместе со всем имуществом знатному венецианцу Кристофоро Барбариго. «Святой Себастиан» вместе с несколькими другими полотнами Тициана находился в собрании семьи Барбариго вплоть до 1850 года, когда большая часть коллекции была приобретена для Эрмитажа.

Спасибо за прочтение. Если Вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк...