- Лариса Ивановна, к Вам - Мария Николаевна, - сообщила молоденькая помощница начальнице.
- Пусть войдёт!
В кабинет ворвалась взмыленная Маша. Выпятив нижнюю губу, она сделала несколько резких выдохов, чтобы убрать со лба выбившиеся из причёски волосы. Эта привычка осталась у неё с детства и проявлялась, когда Маша волновалась.
- Мам, что происходит? Почему я, как все, должна ждать в приёмной?
- Во-первых, здесь я Лариса Ивановна, - поправила её женщина, - директор предприятия и твой начальник. Во-вторых, я тебя вчера предупреждала, что политика отныне изменится.
- Я помню, - подтвердила Маша, - но причём здесь я и мой муж? Я думала, ты говорила о простых сотрудниках!
- А вы и есть "простые сотрудники", - начальница использовала определение дочери.
- Но до вчерашнего дня мы были твоими заместителями! - удивлялась женщина столь резким переменам.
- Этих вакансий больше нет. Я поняла, что справляюсь со своей работой сама, без вашего участия. Кстати, твой муж на работе?
Вопрос матери Машу смутил. Всё ещё не веря в серьёзность происходящего, она улыбнулась, желая смягчить сердце матери и ответила:
- Он уже едет.
- Хочу напомнить, рабочий день у нас начинается с восьми тридцати. Сейчас - без четверти одиннадцать. Ещё одно опоздание без уважительной причины - и он может писать заявление на увольнение. Кстати, тебя это тоже касается. Ознакомься со своими новыми обязанностями! - Лариса Ивановна протянула дочери приказ о переводе её на другую должность.
Маша пробежалась глазами по тексту документа и возмущённо спросила:
- А это что за цифры?
- Там всё написано чёрным по белому: размер ежемесячного оклада.
- Но это смешно! - женщина усмехнулась, не веря своим ушам и глазам.
- Это средняя заработная плата на нашем предприятии. За эти деньги сотрудники работают с восьми тридцати до семнадцати тридцати. К твоему сведению, у нас по городу одни из самых высоких окладов.
- Ты сейчас серьёзно? Или это такая шутка?
- Шутки, Мария Николаевна, закончились! - строго ответила мать. - Пора учиться ценить то, что ты имеешь. А если не устраивает что-то, я держать не буду, - предупредила она. - Ещё вопросы есть?
У Маши от изумления пропал дар речи. Сделав над собой усилие, она молча помотала головой и направилась к выходу.
- Да! И когда Алексей Иванович соизволит появиться на работе, пусть зайдёт ко мне для подписания нового трудового договора.
Когда дочь скрылась за дверью, Лариса с удовлетворением отметила, что в этот момент почувствовала облегчение. У неё не было ни капли сомнения в правильности своих действий, она жалела только об одном: что не сделала этого раньше.
Муж Маши появился только к обеду. Было понятно, что он приехал на работу после её звонка. По телефону женщина пересказала ему суть диалога с матерью и пожаловалась на разительные перемены, произошедшие с ней. В кабинет директора Алексей вошёл подготовленным. Протянув начальнице не совсем уместный в этой ситуации букет роз, он торжественно поздравил её:
- С выздоровлением, Лариса Ивановна! Как же Вы нас всех напугали! Вам нужно поберечь себя. Может, пора уже подумать об отдыхе? У меня есть знакомая в турагентстве, она подберёт Вам отличный вариант: отельный отдых, экскурсионный, шопинг тур, круиз по нескольким городам... Или лечебный?
Дождавшись, когда зять выговорится, Лариса всё с тем же серьёзным выражением лица заметила:
- Не стоило тратиться на цветы. Деньги тебе ещё пригодятся. Уверена, Мария Николаевна тебе уже сообщила о кадровых перестановках на предприятии. Вот твой новый договор, - она протянула ему документ, - изучи и подпиши!
Мужчина, уверенный в своей неотразимости, был разочарован тоном тёщи. Взяв бумаги, он направился к выходу.
- Кстати, - услышал он за спиной голос директора, - сегодня я поставлю тебе прогул.
Несколько дней Лариса Ивановна наблюдала за дочерью и зятем. По её просьбе, ей докладывали обо всех их действиях на предприятии. Не привыкшие работать и не знавшие всех тонкостей рабочего процесса, они с трудом привыкали к своим обязанностям. Лариса Ивановна даже начала верить, что не всё потеряно и её дети образумятся. Миша с семьёй всё это время был в круизе. Они уехали на следующий день после свадьбы. Билеты были куплены заранее, поэтому внезапная болезнь матери не изменила их планов. Правда, из телефонных разговоров с сестрой он знал о переменах в семье и на работе и мысленно готовил план действий.
Всё это время Лариса Ивановна продолжала общаться с Сергеем Павловичем. Однако до сих пор их общение в основном происходило по телефону. Накануне выходного дня мужчина всё же осмелился повторить попытку и пригласил свою бывшую пациентку в театр. Лариса много лет жила работой, детьми и внуками. Она совсем разучилась отдыхать и развлекаться. Поход в театр, да ещё в компании мужчины, стал для неё событием, к которому она готовилась целый день. Профессиональные макияж и причёска, красивое платье, купленное в одной из рабочих поездок, но всё это время без надобности висевшее в шкафу, туфли на невысоком, но изящном каблуке, превратили её из Золушки в принцессу. Любуясь на своё отражение в зеркале, Лариса не могла скрыть улыбку. Она уже давно не видела и не чувствовала себя такой счастливой.
- А ты ещё ничего! - с удовлетворением сказала она сама себе.
- Какая Вы красотка! - восхищённо заметила Клавдия Васильевна, проходившая мимо. - Сегодня все мужчины будут у Ваших ног!
- Зачем мне все? - с наигранной скромностью спросила Лариса. - Мне достаточно одного.
Женщины рассмеялись. В этот момент в дверь позвонили.
- А вот, наверное, и он, - предположила хозяйка. - Я открою.
К её удивлению и разочарованию, на пороге стояли дети и внуки в полном составе. Увидев мать при параде, они не сдержали своих эмоций.
- Ничего себе! - выговорил сын, окинув её удивлённым взглядом с ног до головы.
- Бабуль, да ты у нас красавица! - отметила внучка.
- Вот это да-а-а! - протянул Матвей.
- Мама, ты куда-то уходишь? - наконец, спросила Маша, выдержав паузу.
- Да. У меня есть планы на сегодняшний вечер, - призналась Лариса Ивановна. - Вы не предупредили о своём визите.
- Да мы не думали, что ты куда-то ходишь, - растерянно заявила дочь. - Хотели посидеть по-семейному, повспоминать прошлое...
- Не хочу я больше жить прошлым! - уверенно ответила мать. - Пора жить настоящим!
С улицы послышался звук подъезжающего к дому автомобиля.
- А это - за мной, - сообщила Лариса обескураженным гостям, глядя куда-то вдаль. - Извините, но сегодня ужинайте без меня!
Хозяйка взяла клатч и, не дожидаясь Сергея Павловича, под пристальными взглядами родственников вышла из дома и направилась к остановившемуся автомобилю.