Найти в Дзене
Учитель на пенсии

Таинственное исчезновение

Елизавета Дьяконова, как и Мария Башкирцева, о которой я писала в статье «Смерть в 25 лет», с 11 лет вела дневник. Как и Мария, она была одарена от природы, любила читать, имела цель, к которой стремилась. И умерла тоже рано (в 27 лет).

Родившись на 16 лет позже Марии, она имела возможность прочитать её дневник. Вот её отзыв: «Я окончила читать дневник Марии Башкирцевой. Он не произвел не меня ни малейшего впечатления. Личность автора - в высшей степени несимпатична. Отыщите хотя одну привлекательную сторону её характера, укажите искреннее, сердечное движение в этой книге! "Я" переливается на всех страницах тысячами оттенков, от мрачного до светлого и наоборот.

М. Б-ва, конечно, искренна в своем дневнике, она рисует себя такой, какой она есть; её нельзя назвать талантливой, даровитость - вот её блеск; но чудовищен этот ужасный эгоизм, под блестящей, прекрасной внешностью».

Да, в отличие от эгоцентризма Башкирцевой, Елизавета страдает другой крайностью – самоедством («Утром посмотрела на себя в зеркало - на меня смотрел урод!», « Боже мой, до чего гадка моя жизнь!») Постоянная недовольство собой, неудовлетворённость своей натурой сопровождали её с самого детства до ранней юности (« Я занимаюсь целыми днями, и всё недовольна собою, и всё мне кажется, что я делаю мало».)

Родившись в купеческой семье и воспитанная по законам купечества, она осознаёт своё несовершенство. Она чувствует себя совершенно одинокой в семье (при том, что у неё ещё 2 сестры и 2 брата): отец умер, когда ей было 13 лет, а мать была ей чужда: «Неврастеник-мать ненавидит и преследует нас, как умеет, посеяв неприязнь между всеми...»

Она чувствует себя «причиной всех зол и бедствий нашего дома» ещё в 13 лет: «Жить здесь, на земле, мне незачем, только ссоры да раздоры поселяю в семье», и она обращается к Богу: «Господи, Боже мой, милый! Хоть бы Ты прибрал меня поскорее! Ну, что за жизнь эта, опротивела она до того, что я не знаю, куда деться!»

Гимназию Лиза окончила с серебряной медалью и мечтала о дальнейшем обучении («Я хочу одного и только одного: учиться»). Её цель – поступить на Высшие женские курсы, чтобы в дальнейшем стать народной учительницей. Её планам препятствует мать, которая не даёт своё согласие, а без него до гражданского совершеннолетия (21 год) путь к образованию был закрыт. И она вынуждена ждать 4 года совершеннолетия, страдая и сожалея о потерянном времени: «Когда я думаю, что вот уже скоро год, как я теряю время, и что впереди предстоят ещё годы терпения - страшное отчаяние охватывает меня». Преодолев сопротивление матери, она всё же поступает на Высшие курсы и заканчивает их.

-2

Но впереди новая цель – стать первой в России женщиной - адвокатом, опять же, чтобы быть полезной обществу. Она едет во Францию, поступает на юридический факультет Сорбонны. Здесь, во Франции, она начинает чувствовать, что недурна собой, пользуется успехом у мужчин. Она борется за юридическое равноправие женщин, пишет публицистические статьи в газеты. Но жизнь осложняется стеснёнными материальными условиями, болезнью (острые головные боли) и неразделённой любовью. В дневнике она записывает: «Если нет сил для жизни - надо умереть. Нельзя занимать место в этом мире, которое с большей пользою могут занять другие… Если бы он мог быть моим -- моя измученная душа воскресла бы к новой жизни, но этого быть не может -- следовательно, незачем и жить больше...» Врачи рекомендуют ей оставить обучение, чтобы не нагружать организм. Она намерена вернуться на родину. Но по пути домой в Австрии она решает совершить прогулку в горы. С этой прогулки она не вернулась. Её искали 3 недели. Было немало версий. И наконец, тело обнаружили в одном из водоёмов горного ручья. Ноги её были переломаны, голова пробита. Судебное следствие пришло к выводу, что смерть её стала результатом случайного падения с уступа скалы.