Как вы определяете, что фильм не стоит смотреть? Лично у меня есть один старый проверенный способ. Сейчас расскажу какой.
Ещё давно, в подростковом возрасте, я любила смотреть ужастики. Благо, что в начале нулевых их выбор был огромным. Мы с друзьями брали кассеты в прокате и с восторгом следили за развитием событий. "Пила", "Дом на холме с привидениями", "Техасская резня бензопилой" - всё это нам нравилось и было интересно, когда мне было 13-15 лет.
Но потом я стала замечать, что все эти фильмы в общем-то однообразны, как под копирку. И меня стал раздражать в них один нюанс. Есть злодей, который хочет навредить "хорошим" героям, а они сами стремятся к нему, летят буквально как мотыльки на огонь. Вы же помните, как это обычно показывают в ужастиках. Условно, герои заблудились в лесу, наткнулись на какую-нибудь избушку с прогнившим полом и цепями на окровавленных стенах, и вместо того чтобы бежать оттуда сломя голову, они остаются там на ночёвку и даже пытаются разобраться, что же там могло произойти! Потом все они разделяются и разбредаются по лесу в поисках спасения...
"В жизни люди так не делают!" - уже в 15 лет думала я. С тех пор я перестала смотреть подобные "шедевры" кинематографа. И вот вам первый тошнотворный штамп:
- в жизни люди так не делают!
Порой сценаристам стоит более тщательно выполнять свою работу - поведение созданных ими героев, которые сами лезут в лапы к маньяку, жутко раздражает.
Но бывают такие фильмы, которые собирают в своём сценарии целые букеты штампов! И вот вам яркий пример подобного сериала из Польши:
Изморозь (Szadz) сериал с 2020 года
Я люблю польские триллеры, и этот привлёк моё внимание отличными отзывами и интригующим сюжетом. Но какой же он оказался примитивный! Сейчас я буду нещадно спойлерить, но поверьте мне, вы ничего не потеряете, если не станете его смотреть.
Итак, на окраине Ополя найдено изувеченное тело юной девушки. Очевидно, что это ритуальное убийство, ведь кто-то оставил рядом с жертвой загадочный амулет. Второй штамп:
- маньяк-психопат оставляет на месте преступления таинственный символ, в данном случае амулет с ангелом. А полицейские должны разгадать, что же он хотел этим сказать.
Лично мне сложно представить себе маньяка, который стал бы разбрасываться уликами. Скорее всего, у него голова будет забита иным - как бы его никто не разыскал. А здесь "плохой дядька" так и жаждет, чтобы его нашли и ещё специально оставляет улики. Как по мне - это сильно притянуто за уши. Что-то Джеффри Дамер не заморачивался с подобными вещами!
Опытный инспектор Агнешка принимается за расследование. И чтобы добавить главной героине красок, её "сделали" алкоголичкой, которая уже много лет не может справиться со своей дурной привычкой. Ах да, ещё у неё проблемы в личной жизни и родная дочь её ненавидит. Следующий штамп:
- полицейский - алкоголик, а ещё лучше, когда это полицейская! У неё тяжёлые отношения с мужем, ребёнком, родителями.
Боже мой, ну неужели не надоело спекулировать на дурных привычках? Это же так банально! Сделали бы её хоть наркоманкой ради разнообразия...
В "Изморози" (кстати, так и прояснили почему название именно такое) сразу ясно, кто маньяк. И сюжет построен на том, что зритель пытается предугадать, какие ещё ужасные преступления он совершит и как именно Агнешка его вычислит.
Преступник - молчаливый, интеллигентный и флегматичный профессор, читающий лекции по религиоведению в университете. Он очаровывает молоденьких студенток (честно говоря, непонятно чем), ловко заманивает их в свои сети, а самого дома ждут сын и жена, с которой у него напряжённые отношения.
Женщина подозревает, что с её мужем творится неладное. Она судорожно рыщет по его ноутбуку в поисках ответа, пока он стоит под душем, молча терпит его пассивную агрессию и когда находит "сундук страха", в котором хранятся трофеи Петра, только с испугом наблюдает за мужем исподтишка.
Ещё один штамп:
- жена подозревает о преступлениях мужа, но ничего с этим не делает.
"В жизни такое бывает!" - скажете вы. И окажетесь правы. Да бывает, и примеров тому множество.
Чем больше Агнешка продвигается в расследовании, тем больше она понимает, что это убийство не единственное, были и другие. Они столкнулись с серийным убийцей. И все его злодеяния как-то связаны с ней, с её прошлым. Кажется, маньяк стремится дать ей какой-то знак... И тут саааамый тошнотворный штамп:
- убийца стремится достучаться до полицейского своими деяниями чтобы "показать" ему. Он оставляет знаки специально для следователя чтобы тот догадался, что это он виноват в страданиях невинных жертв.
В напарники Агнешке назначили молодого неопытного раздолбая Томаша, который сначала жутко её раздражал, но потом она к нему прониклась. Потому что увидела, что он в общем-то неглуп и старателен.
- молодой напарник обязательно должен раздражать главного следователя и мешать ему в работе. Но потом это пройдёт и они станут настоящими товарищами.
Движемся дальше. Маньяк окучивает новых жертв в университете, Агнешка начинает потихоньку разбираться в его мотивах. Она подбирается к преступнику всё ближе и ближе. Флешбеками нам показывают их прошлую жизнь.
Оказывается, давным-давно, когда Агнешка ещё была маленькой, она нечаянно стала виновницей трагедии: из-за её неосторожных действий загорелся сарай, в котором тайно встречались мать Агнешки и отец Петра. В результате "полюбовники" сгорели заживо, а Пётр успел вытащить Агнешку из огня, чем спас её.
Женщина понимает, что теперь Пётр собирается отомстить ей за свои страдания. Много лет он вынашивал план мести и теперь специально приехал в Ополь чтобы свести счёты с Агнешкой посредством убийств молодых девушек. Во как!
- маньяк годами вынашивает план мести, задуманный им ещё в далёком детстве. Он живёт только своими болезненными воспоминаниями, даже если жертва и думать забыла о нём и событиях из прошлого. Несмотря на то, что у душегуба есть своя семья и счастливая жизнь, он стремится что-то доказать человеку из своего детства, который давно стал для него чужим и далёким. Проблемы из детства отравили ВСЮ жизнь бедного маньяка.
Ну, вы поняли, да? У Петра есть роскошный дом в стиле минимализма, любимый сын и красивая жена. Но он охотится на белокурых девушек, отрезает им руки и кладёт рядом с ними подвеску в виде ангела. И всё для того, чтобы заставить Агнешку страдать! Учитывая, что сама Агнешка давным-давно позабыла, что в детстве она НЕЧАЯННО стала виновницей трагедии. Мда, мотивация хромает... И тут-то можно было бы закончить просмотр, но я люблю доводить дело конца.
Но самый "треш" начинает тогда, когда окружённый со всех сторон и озлобленный Пётр решает похитить дочь Агнешки чтобы заставить её страдать ещё больше! Он увозит девушку в глушь и оставляет в одиночестве, в холодном заброшенном сарае.
- похищение ребёнка следователя - любимый ход сценаристов. Маньяк обычно мастерски совершает это прямо из-под носа незадачливого блюстителя порядка! А следователь, который вообще-то занимается расследованием опасного дела, вместо того чтобы позаботиться о безопасности своего чада, расслабленно где-то разгуливает или занимается своими делами.
Связанная по рукам и ногам, дочь Агнешки корчится в муках на бетонном полу. Агнешка каким-то чудом начинает догадываться, где именно она может находиться. И вместо того, чтобы призвать на помощь своих коллег-полицейских, женщина в одиночку бросается в логово маньяка.
- полицейский обезвреживает маньяка самостоятельно, не прибегая к помощи коллег, хотя было бы так просто и естественно призвать бригаду оперативников. Когда зло будет нейтрализовано, вдали завоют сирены приближающихся полицейских машин, взявшихся из ниоткуда.
Туда же прибудет и Пётр со своим сыном-подростком на хвосте. Мальчик окажется смелее своей матери и не побоится пойти наперекор жестокосердному отцу. На фоне пылающего заброшенного сарая произойдёт кульминация всей истории: Пётр напомнит Агнешке обо всех обидах, которые она ему нанесла в далёком детстве. А та будет умолять не трогать её дочь и взять себя вместо неё. В финале маньяк погибнет спасая своего сына, который зачем-то побежит прямо в огонь на выручку незнакомой ему дочь Агнешки, которую он ни разу в жизни не видел. И тогда возмездие свершится.
- герои постоянно кого-то спасают и им не жалко рисковать своей жизнью ради незнакомого человека.
Даже и не знаю, как мне хватило терпения досмотреть эту муть. Люблю доводить начатое до конца, и эта привычка не всегда служит хорошую службу.
Приводите примеры самых тошнотворных киношных штампов в комментариях!
Самым злобным комментаторам сразу сообщаю - в статье описано моё личное мнение, которое я не считаю единственным верным. Если вы со мной не согласны - добро пожаловать в комментарии! За оскорбления буду банить.