Хотел бы познакомить читателей с логической настольной игрой го. Данное название родом из Японии, аналогичная игра в Китае называется вейцы или падук в Корее. К написанию статьи подтолкнуло осознание того факта, что в России игра всё ещё не популярна, о чем свидетельствует сайт Российской Федерации го, насчитывающий около десяти тысяч участников по всей России. Разумеется, есть люди, никогда не принимающие участия в турнирах, соответственно, не включенные в рейтинг лист. Однако, даже если допустить, что число просто знающих правила игры увеличивается в два или даже пять раз, оно всё равно несправедливо мало. По данным ВЦИОМ 54% россиян умеют играть в шахматы, при этом, с большой долей вероятности, если аналогичный опрос проводить в отношении игры го, тот же процент опрашиваемых, а скорее всего и больший, ответит вопросом "Что такое го?". Так что же из себя представляет го?
Наверняка многие из нас имеют представление об игре "точки", когда на листе в клетку двое участников поочередно делают ходы ручками разного цвета. Это и есть упрощённая версия игры го, изобретенная в советское время в условиях отсутствия какого- либо инвентаря, особенно, в удаленных регионах России. Но, умение играть в точки не означает автоматическое знание правил го. Разница хотя бы в том, что на место занятых соперником пунктов в будущем может быть поставлен свой камень, а окруженные группы могут выживать. Тут следует привести исчерпывающий список правил го:
1. Камни ставятся на пересечении линий.
2. Черные и белые по очереди выкладывают камни на доску. Начинают всегда черные.
3. Камни «захватываются», когда они со всех сторон окружены камнями противника.
4. Запрещено ставить камень, который немедленно захватывается («самоубийство»).
5. Запрещено бесконечное повторение последовательности ходов (так называемое правило ко).
6. Игра заканчивается, когда у игроков заканчиваются камни, один игрок сдается или оба игрока пасуют.
7. Побеждает игрок, к концу игры окруживший наибольшую часть доски.
Именно с шахматами, как наиболее популярной игрой в России я хочу сравнить го. Как можно понять, го не сложнее шахмат в части правил, здесь не требуется запоминать траектории движения разных фигур. Зато формы из камней (ката) строятся по аналогии с некоторыми ходами из шахмат. Например, форма, "кейма" дословно переводится с японского "ход конем" или огейма -"большой ход конем". Как и в шахматах игру разделяют на три стадии фусеки - дебют, тюбан - миттельшпиль и ёсэ - аналог эндшпиля. И так же, как и в шахматах, игрокам, желающим повысить свой уровень игры предстоит запоминать различные комбинации, позволяющие сделать лучший ход в сложных ситуациях на доске.
Начинающий игрок движется от 30 к 1 кю, а затем покоряет 1 дан. Высшим же рангом в го является 9 дан. Само же понятие "дан" было впервые использовано профессиональным игроком го Хонъимбо Досаку, а уже спустя более сотни лет начало применяться при ранжировании в боевых искусствах.
В России существуют примеры внедрения го в корпоративную культуру организаций. Например, компания ОАО "Полиметалл", являющаяся спонсором мероприятий Российской Федерации го, регулярно проводит турниры работников, а сам генеральный директор В.Н. Несис имеет 5 кю согласно российской классификации.
Для тех, кто заинтересовался игрой, могу порекомендовать бесплатный сайт для решения задач и игры с реальными соперниками OGS (online-go.com), онлайн сборник джосеки (комбинаций защиты или атаки угла) EidoGo (http://eidogo.com), а также следующие книги для развития навыков игры:
Сакакибара Такэо. Паспорт на первый дан
Бозулич Ричард. Пятьсот и ещё одна задача по фусеки
Бозулич Ричард. Стань сильным в ёсэ
Вот такой пробный первый текс, халтурный и без фоток. В будущем постараюсь исправиться.