Найти в Дзене

Наследство Ким Чен Ына. Часть 2: Правда (или пропаганда) о солнечных панелях в КНДР

Оглавление

Если вы смотрели северокорейские фильмы (ну а вдруг!), то наверняка замечали, что народ этот любит все делать сам без посторонней помощи. Сломался комбайн? Мы возьмем серп и сами скосим все поле! Но возможно ли все взвалить на свои плечи и начать производить отечественные солнечные панели? Это при том, что даже заводы иногда простаивают из-за перебоев со светом. Или для проблемы все же нашлось решение? Ну, давайте, как в театре поднимем занавес. Только он железный, поэтому мы его чуть-чуть приподнимем и одним глазком посмотрим.

В этом нам помогут телевизионные репортажи северокорейских СМИ и статьи в газетах. Верить им или не верить – решать читателю.

Немного о законодательной базе

Правительство КНДР осознало преимущества использования возобновляемой энергии где-то в середине 2000-х. Примерно в этот период государственные СМИ начали сообщать о развитии солнечной энергетики в других странах – явный признак того, что в стране разработка технологии уже идет полным ходом.

В марте 2009 г. корейское Центральное Телевидение показало возможно одно из самых первых применений солнечной электроэнергии. Центральный питомник растений установил солнечные панели, чтобы помогать регулировать температуру и влажность в теплицах. О солнечных панелях можно было прочитать в газете “Нодон синмун” в статье, посвященной визиту Ким Чен Ына.

Центральный питомник и его солнечная панель
Центральный питомник и его солнечная панель

Визит Ким Чен Ына состоялся спустя примерно два месяца после внесения нескольких поправок в Закон о защите окружающей среды. Поправки впоследствии были заменены Законом о возобновляемой энергии. Новый закон обязывает государственные и научные учреждения провести исследование источников возобновляемой энергии (солнечной, геотермальной, ветровой и приливной) и стимулирует их развитие и применение.

Похоже, что Пхеньян всерьез решил начать эксплуатировать энергию солнца. Давайте теперь посмотрим, какими исследовательскими и производственными ресурсами располагает наш тоталитарный сосед.

Научные исследования

Меньше чем через год после введения нового закона Государственная Академия Наук создала Институт Исследований Природной Энергии в 2014 г. Он занимает площадь более 8 тыс. м2, и на его территории проводятся исследования геотермальной, ветровой, солнечной энергий, а также биотоплива.

Институт Исследований Природной Энергии
Институт Исследований Природной Энергии

Одним из отделений института является Лаборатория по созданию солнечных элементов. Согласно данным корейских СМИ, лаборатория занимается разработкой отечественных солнечных панелей. Репортаж о лаборатории, сделанный в 2020 г., сообщал, что в ней разработали панель, которая “способна вырабатывать 1000 кВт/ч электричества в год”. Однако это заявление сложно проверить, так как информация о панели отсутствует.

В одном из репортажей от 2016 г. государственные каналы показывали инженеров, работающих над солнечными элементами. Можно увидеть, что некоторые элементы обернуты в пластиковую упаковку. Это вызывает некоторые вопросы, а не были ли они привезены из Китая?

-4

Есть вероятность, что лаборатория просто используется в качестве сборочного цеха. Хотя, опять же, никаких доказательств этому нет.

Есть еще одна полусекретная лаборатория. Она находится на территории кампуса университета им. Ким Ир Сена в Пхеньяне. Там занимаются уже конкретно солнечной энергией.

Из репортажей гос СМИ опять остается неясно, показывают ли северокорейцам местное производство или выдают картинки за очередной сборочный цех. Загадка. Тут не станем ничего утверждать.

-5

Однако лаборатория также выпустила несколько инверторов, которые преобразуют солнечную энергию в электричество и направляют ее в общую сеть. Это скорее всего уже отечественная разработка.

Северокорейские инверторы
Северокорейские инверторы

Получается, что исследования ведутся и вроде бы даже есть успехи. А что с серийным производством?

Производственные мощности

А серийное производство есть.

Компания “Джинунг Солар Пауэр” сотрудничает с университетом им. Ким Ир Сена. Она занимается коммерциализацией научных исследований.

Как сообщают корейские СМИ, компания производит панели разных мощностей, включая панели на 100- 150- 200- и 300- ватт. Статья от 2016 о компании в журнале “Внешняя торговля Кореи” говорит, что панели обладают эффективностью между 17,5 и 18,5% и могут прослужить 25 лет.

-7

Это довольно неплохие показатели. Сейчас в 2023 году панели с таким КПД попадут скорее в бюджетный сегмент, но зато будут на 20% дешевле. Для КНДР – отличное решение. Если за 7 лет им удалось улучшить технологию, то вообще красота. Удастся ли решить энергокризис такими панелями – покажет время.

По данным корейских СМИ, в дополнение к панелям компания также производит инверторы в мощностью от 1 до 10 кВт для частных домовладений и 10-500 кВт для учреждений и производств.

Согласно репортажу 2016 г., компания “оснащена высокотехнологичным оборудованием необходимым для создания лазерного резака, станков для ламинирования, пресса, станков по сборке каркасов, симулятора солнечного света и др.”. Неплохой набор.

Перепрофилирование производства

Компания “Mokran Kwangmyong”, основанная в 1992 году в Пхеньяне, известная своей аудиовизуальной продукцией. Логотип “Mokran Video” часто встречается на многих северокорейских DVD.

Сегодня компания производит тонкопленочное покрытие и монокристаллические солнечные элементы. Репортаж 2018 г. показывает то, что вполне могло бы быть автоматизированной линией для производства солнечных элементов.

-8

Компания является одной из основных компаний, дислоцированных в КНДР. В 2020 г. СМИ сообщили, что ее панели уже установлены на здании компании.

“Компания “Mokran Kwangmyong” установила более 7 тыс. тонкопленочных солнечных панелей на стенах и крышах зданий, общей площадью несколько тыс. м2 и более чем 1 тыс. поликристаллических панелей на крыше”.

-9

Более ранние солнечные панели, по всей видимости, использовались для нужд тех зданий, на которых они были установлены. Недавние новостные выпуски уже говорят об избытке производимой энергии, уходящей в сеть.

Награды за труд

Инженерам, занимающимся исследованиями и разработкой солнечных панелей, часто присваивают государственные награды. Например, в 2017 г. был репортаж о Джон Ун Жие, работнике университета им. Ким Ир Сена.

За вклад Джона в развитие солнечной энергетики ему подарили квартиру площадью 110м2 на 48 этаже 70-этажного жилого дома на ул. Рёмьян в Пхеньяне. (Возможно, квартира – это мотивация работать усерднее, потому что без стабильного электричества подъем на 48 этаж как подъем на гору Фудзи – труден и опасен).

Пример господина Джона укладывается в рамки общей национальной стратегии по награждению ученых за их труды. Два абсолютно новых жилых района были возведены в Пхеньяне и за его пределами. Новые дома выделены для ученых, которые вовлечены в важные национальные исследовательские проекты.

Все же реальное положение дел в КНДР остается за семью печатями. Но может быть у вас, дорогие подписчики, есть какие-то соображения на этот счет? Делитесь вашими мыслями в комментариях – может быть станем на шаг ближе к истине.