Найти тему
Бережная психология

Внутренняя психическая реальность Артура Флэка в фильме Джокер: депрессия и психотические эпизоды.

Я послан нести радость и смех.

Предупреждение: не смотреть фильм людям с неокрепшей и нестабильной психикой.

Начну пожалуй с того, кто такой Артур Флэк?
Мужчина средних лет, одинокий. Живет с мамой, за которой ухаживает и заботится. Работает клоуном, мечтает стать стендап комиком. Вроде на первый взгляд, относительно ничего.

Среда, в которой живет Артур:
Готэм. 1987 год. Каждый день в городе складывается по 10 тысяч тонн мусора. Глава департамента объявил впервые о чрезвычайном положении. Эта проблема касается каждого жителя, кем бы они не были, где бы они не жили. 
На улице вонь, мусор и крысы. Преступность растет с каждым днем.

На фоне работающего радио, Артур Флек наносит грим на лицо и со слезами на глазах, начинает растягивать свои губы в ненавистной улыбке.

Клоун пляшет с табличкой на улице, мимо проходят жители города, слышны фразы:
— Какой милый клоун.
— Отмудохайте его ребята. Этот парень
слабак, говорит зачинщик нападения банды подростков.

Артур не сопротивляется. Если обратить внимание на его позу – сдаюсь, делайте что хотите, поза эмбриона – включаются защиты регресса. В утробе матери безопасно и тепло. Выученную беспомощность мы видим невооруженным глазом.

Как вы думаете, что станет с человеком, когда вокруг него сплошь агрессивная среда? Когда практически каждый мимо проходящий видит в нем никчемного, ничего незначащего мелкого человека? Где каждый своим долгом считает указать на тот факт, что этим человеком можно ноги вытирать…

Самое интересное, это то, что именно так видит окружающий мир Артур. Агрессивный, жестокий мир.
Динамика жертва – агрессор. Артур жертва. Общество со всеми людьми – агрессор. Жертва самая сильная фигура в треугольнике.

Артур глубоко несчастный и травмированный человек. Я бы отметила клиническую форму депрессии, психотический уровень организации личности под?, подавленность, сильная фрустрация в ситуациях давления, что в результате приводят к повышенному тремору конечностей и истерическому смеху, что затем в результате всего апогея выливается в психоз.

По фильму предполагаю, мы видим внутреннюю психическую реальность героя. По большому счету – Готэм и все его персонажи – части психики Артура. Мусор, насильники, преследователи, его внутренний мир полон жестокости. Крысы – частый элемент сильнейшего отщепления личности.

Основная психологическая защита героя по фильму – уход в фантазирование, ибо это было единственным возможным спасительным решением в его детстве, которое сплошь было пропитано физическим и психологическим насилием.

Очень много сцен, где Артур обладает и повышенным вниманием со стороны других лиц (фантазия о приглашении на ток шоу, где его приглашают на сцену), фантазии о девушке соседке по этажу, что она его поддерживает и не только.

Сумерки города, тяжелая музыка передает бессилие и глубокую усталость героя. Обратите внимание, как он устало и тяжело ступает вверх по ступеням.

Пустовой почтовый ящик.
– Радость! Ты проверил почту?

Вы не ослышались, Артура мать называет Радостью. Совпадение? Нет. Что же мы видим? Приходя с работы Артур ухаживает за матерью, вы скажете – вполне себе нормально. Но не торопитесь. Выглядит ли мать Артура больной женщиной? Наврядли. Она даже умеет танцевать, как оказывается впоследствии.

Совместные просмотры программы теле шоу с ведущим, которого знала много лет мать Артура. Томас Уэйн – тот, который спасет город, легенда, которую придумала больная женщина.

Мы видим фантазию главного героя, где он видит себя в качестве участника шоу, где его замечает великий ведущий и кумир. Обратите внимание, как он встает, ни капли стеснения, ни капли неуверенности в себе.

— Я был единственным мужчиной в доме, сколько себя помню, рассказывает Артур.
— Я забочусь о маме! – гордо говорит он.

Когда сын становится единственным мужчиной в доме с момента ухода отца из семьи, ребенок довольно часто перенимает роль психологического мужа для матери, он теряет свое состояние – я ребенок, я сын.

Как думаете, с каким багажом вырастает будущий мужчина? Когда мать вовлекает ребенка в такие отношения?

— Сколько самопожертвования! Значит она тебя любит!
— Очень! Артур гордится этим. Это единственное,что у него есть.

— Она всегда говорит мне: “Улыбайся и делай счастливое лицо!”.

—  “Я послан нести радость и смех!”.

Зал охает, ведущий фыркает, но приглашает Артура на сцену.

— Спасибо тебе. Ты меня порадовал, говорит Мюррей. Свет, шоу, зрители. Я бы все это отдал, чтобы иметь такого сына как ты.
Мечта Артура – иметь отца, чувствовать,что он важен, ценен, необходим. Именно об этом мечтает каждый ребенок, каждый выросший и ставший взрослым, мужчина или женщина, которые имеют опыт оставления отцом или матерью. Я хочу, чтобы ты любил меня, папа.

Вспоминая конец фильма, мы видим, насколько болезненным и сильно травматичным было детство Артура.

— Пациентка страдает от параноидального психоза и нарциссического расстройства личности, – такой диагноз был поставлен Пенни Флэк, женщине, которая усыновила его.
— Ты стояла и смотрела, как ухажер избивает твоего приемного сына, который избивал и тебя.
— Пенни, твой сын был найден, привязанный к радиатору, голодный с множеством синяков по всему телу, и сильной травмы головы.
— Он никогда не плакал. Он всегда был веселым и радостным, вспоминает Пенни.

Как жить человеку, у которого внутренний мир настолько жесток, что он направляет всю свою ненависть и ярость сначала на самого себя?

Артур просит о помощи, буквально кричит об этом через свой дневник, в котором мы видим записи о суицидальных мыслях.

Кабинет социального работника - продолжение здесь