Найти в Дзене
Азербайджан - страна огней

Кто жил в Малой Азии до прихода сельджуков и как эти люди стали турками?

Полуостров Малая Азия (Анатолия) сейчас является основной частью Турции. Здесь расположена ее столица, здесь находятся крупнейшие исторические города. В настоящее время основная часть местного населения считает себя турками, хотя имеются значительные крымско-татарские и кавказские общины – потомков мухаджиров из Российской империи. В восточных областях страны компактно проживают азербайджанцы и курды.

Но так было не всегда. Поскольку регион является одним из центров становления человеческой цивилизации, за долгие тысячелетия своей истории он принадлежал немалому количеству империй и региональных держав.

Какие же тут жили народы? И как получилось, что они стали турками?

Нужно сказать, что Малая Азия является одним из исторических центров неолитической революции – длительного по времени процесса, когда человечество переходило от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию, от присваивающего к производящему хозяйству. Здесь раньше, чем где бы то ни было еще появились первые сельскохозяйственные общины – жители поселений Чатал-Хююк, Гебекли-Тепе, Невылы-Чори и некоторых других.

Среди ученых нет консенсуса насчет их этнического происхождения. Но наиболее широко распространенная точка зрения гласит, что это были протодравидские народы, родственники жителей государства Элам и полисов Хараппы и Мохенджо-Даро. Начиная с Центральной Анатолии, они постепенно двигались на восток. Земледельцы долины Инда в дальнейшем отправились на юг Индостана, дав жизнь современным дравидским народам. Тогда как малоазийские представители этой группы этносов с годами ассимилировались.

-2

В дальнейшем регион испытал мощную экспансию индоевропейцев, которые перебирались сюда с Балканского полуострова или приходили через Кавказ. В исторические времена на востоке Анатолии существовала одна из первых империй, доминировавших в древнем мире – могущественная Хеттская держава. Фригия, Лидия, Троя имели близкое по происхождению индоевропейское население. Хотя автохтонные жители на тот момент еще сохраняли своеобразие.

С востока сюда приходили ассирийцы, мидяне и персы, которые позднее претендовали на гегемонию над регионом. В 8-м веке до н.э. сюда переселился индоиранский народ киммерийцев, западная родня скифов, изгнанная ими из причерноморских степей. Степное сердце Малой Азии затем долгие столетия сохраняло значительные коневодческие традиции.

В эпоху вторжения народов моря на западном побережье Малой Азии осело несколько протогреческих племен. Впоследствии они сформировали общность ионийцев – это была одной из крупнейших групп античных греков, в которую также входили, например, родосцы и афиняне.

-3

Следующие столетия отметились одновременной, но разнонаправленной экспансией эллинистических государств, Армении и тех или иных переизданий персидской державы. Каждая из них оставила здесь свой этнический след. В начале 3-го века до н.э. на территорию давно ассимилированных анатолийских киммерийцев вторглись галаты – союз кельтских племен. И через столетия они отличались от местных, поскольку одно из посланий апостола Павла было адресовано им.

Столетия римской и византийской власти, а также всемерное укрепление христианской веры, привели к тому, что в течение следующего тысячелетия местное население постепенно эллинизировалось. В средние века тут сохранилось намного меньшее количество этнических групп.

Численно преобладали византийские греки – потомки разноплеменного населения полуострова. На востоке жили армяне, народ, представители которого нередко добивались высокопоставленных постов в Византийской империи. С давних времен сохранились малочисленные общины ассирийцев – группы христиан восточного толка, семитские потомки древней Ассирии. На крайнем северо-востоке жили народы, родственные грузинам, и сами грузины.

-4

Здесь проживала и еврейская диаспора, которая занималась международной торговлей. Дабы отразить военные вторжения мусульман, в 11-м веке владыки Константинополя переселяли сюда кочевые тюркские племена из Восточной Европы – главным образом, печенегов и половцев. Они не успеют принять греческое самосознание, в дальнейшем перейдут на сторону тюрок-сельджуков и примут ислам.

Приход сельджуков в конце того же столетия привел к военному доминированию мусульман. Центральные области полуострова были захвачены, со временем за греками остались только незначительные владения на побережье. Однако, сельджуки, сами недавно перешедшие в исламскую веру, не притесняли местное христианское население. Поэтому даже через столетия своей власти не смогли добиться демографического перевеса. Чтобы иметь крепкую социальную основу, они переселяли в Малую Азию курдов, арабов и персов. Первые предпочитали сельскую местность, вторые выбирали города.

Даже во времена появления Османского бейлика, а это только конец 13-го века, турки были лишь незначительной прослойкой анатолийского населения, которая, правда, находилась у власти. Даже вторжение монголов, которое спровоцировало переселение на запад среднеазиатских туркменских племен, не поколебало греческого этнического доминирования.

-5

Но, в отличие от веротерпимых сельджуков, турки-османы были мусульмане-фанатики – их государство было основано теми исламскими воинами, которые приходили сюда, дабы воевать с Византией. Нет, они не принуждали местное православное население силой переходить в мусульманскую веру. Но проводили всемерную политику стимулирования к этому. В частности, был принят закон, согласно которому человек, перешедший в ислам, получал наследство всех своих христианских родственников. Один этот факт многое изменил. Были приняты и другие подобные меры.

Так или иначе, со временем количество мусульман и христиан в Малой Азии примерно сравнялось. Но даже в 20-м веке здесь проживали многомиллионные греческие и армянские общины. Все изменили войны, которые велись в эпоху распада Османской империи. Балканские мусульмане бежали сюда, местные греки отправились в собственное национальное государство. В конце концов, произошел греко-турецкий обмен населением: власти обеих стран как-то договорились и вывезли тех, кто остался.