В 2022 году мы с мужем купили маленький домик за городом, и начали жить нашу художественную жизнь как герои романов. В доме были высоченные потолки, и мы увешали все стены картинами, а маленькую комнатушку превратили в мастерскую. Вместо штор заставили окна своими картинами, купили огромный кухонный стол, на котором по сей день и накрываем еду и складируем краски и материалы для работ.
Все стены в доме были белыми, мы не стали красить их в какой-либо цвет. В солнечные дни, благодаря огромным окнам весь дом сиял, будто ты умер и попал в рай. В первые же дни жизни в новом жилище я начала работать с папье-маше, и этот материал не отпускает меня уже два года. Мне захотелось сделать свои работы более объемными, будто выпирающими из стен.
В том же году я познакомилась с белгородской художницей Яной Серпуховой, и это знакомство оказало на меня колоссальное влияние. Яна работала с литографией и обожала птиц. Я побывала у нее в мастерской и мне снесло крышу окончательно. Я не знаю никого, кто был бы похож на нее. Именно Яна посоветовала мне поработать с папье-маше, и отдала мне огромный рулон какой-то сумасшедшей плотной бумаги, которую она нашла на свалке. Я скептически относилась к папье-маше, думала это детская и дурацкая техника. Но решила попробовать, чтобы начать работать с объемом.
И понеслось. Первая работа, которую я создала, поразила меня саму.
Я обратилась за референсами к иконам, и всем возможным их исполнениям. Тогда мне очень понравилась идея делать настенные часовенки, выступающие купольные конструкции, с углублениями и выступами. Мне нравилась мысль о том, что картина может нести в себе функцию, что человек может сделать ее частью своей семейной истории, вписать в ежедневный быт и сделать основой для простых ритуалов.
Я создала "Энтелехию", придав ей архитектуру часовни. Сделала выступ, чтобы иметь возможность поставить туда свечу или положить цветок. А когда начала думать над смысловым наполнением, поняла, что хочу объединить в ней все, что составляет основу жизни человечества на Земле.
Энтеле́хия (греч. ἐντελέχια «осуществленность», от ἐντελής, «законченный» и ἔχω, «имею») — в философии Аристотеля — внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат; например, сила, благодаря которой из грецкого ореха вырастает дерево.
На центральном своде часовни я разместила старую славянскую колядку о сотворении мира двумя голубями, сидящими на двух дубах. На крайних створках - схематические изображения протоплазмы (цитоплазмы и ядра клетки).
Мне понравилось то, как мягко сливаются в одну материю мифологическое и научное мышление людей. Как по-разному может звучать коллективный разум. Мне всегда нравилось искать эти точки соприкосновения и столкновения, когда люди прошлого пытались сообразить, откуда же мы все появились?
Как мы просто верим в силу каких-то вещей, как повторяем одни и те же действия-ритуалы, чтобы нам было спокойнее.
Мне кажется, связь между нами и теми, кто жил до нас именно в этом.