Корнелиу Порумбою пытается проанализировать постреволюционную реальность в годовщину свержения режима Чаушеску. Новый виток румынского капитализма оказался вовсе не солнечным.
Если исследовать румынскую волну, то вы не увидите ни одного фильма, который бы не касался политической или социальной темы. Как ни странно, Румыния максимально близкая по своей культуре и политическому образу к России (какие бы отношения между этими странами не были). Да и в кинематографе предпочтения у нас тоже схожи – в основном это Голливуд и местные массовые фильмы, когда как авторское кино предпочитает лишь небольшой процент синефилов, критиков и интеллектуалов. Но вот в отличие от нашей страны, в Румынии авторов не ограничивают в их художественном слоге, что приводит к остро-социальной чернухе, которую наш народ воспринимает чуть ли ни как предательство Родины. А может стоило бы посмотреть и призадуматься?
Румынская революция, также, как и развал СССР – переломный момент в истории румынского народа, которому представилась возможность вдохнуть воздух демократии, но, как и в России этот воздух вскружил голову властьдержащих, а ожидание «свободы», право голоса и зажиточной жизни разбились об осколки коммунистической реальности. Спустя 16 лет в небольшом городе на региональном телевидении, журналист решает выяснить была или нет шестнадцать лет назад революция в их городке, или ликующий народ заполнил главную городскую площадь уже после официального известия о бегстве Чаушеску?
Проблема «центр-периферия», оказывается насущной и для Румынии. В Бухаресте происходят волнения, а в глубинке идет своя жизнь - надоевшая работа, семья и усталость от неудовлетворенного уклада жизни. Единственная отдушина – экран телевизора. Изменилось ли что-то спустя 16 лет? Порумбую красочно пол фильма показывает жизнь глубинки, которая выглядит все также, как и при режиме Чаушеску. Может здесь поменялись роли, сменились руководители и должности – зарплаты, отношения и мораль остались на прежнем уровне.
Сюжет строится вокруг неочевидных героях, обыкновенных жителях – школьном учителе, старика и непрофессиональном журналисте, который и является владельцем местного регионального телеканала. Все они свидетели, а может быть и участники (история умалчивает) свержения режима Чаушеску. Беда только в том, что этим маленьким людям спустя 16 лет так и непонятно, решали они судьбу своей родины, или просто примерялись к нынешним событиям.
Порумбую лавирует между социальной драмой и комедией. Первые сорок минут фильма эти люди справляются со своими обычными проблемами. Школьный учитель из-за денежных долгов, которые спустил на пьянство, пытается найти выход из случившейся ситуации, чтобы его не выгнала из дома жена. Старик, собирается на праздничные елки в роли Деда Мороза, отчаянно ищет новый костюм и борется с подростками, которых захлестнула эпидемия петард. Ну и сам журналист, отражающий всю беспомощность и непрофессионализм своей сферы, подбирая весьма непривычные темы на повестку дня. Ну и уж, если быть честным, ни профессиональной этикой, ни знанием журналистского права, ни каких-то навыков жанров и форматов – он не обладает.
Каждый из гостей, приглашенных на программу рассказывает в общих чертах события революции, но когда дело касается их личности, то показания становятся настолько путанными и обыкновенные, что кажется будто бы революции и правда не было. Порумбю в конце ставит крест на гражданском обществе, которое не заботится об общих благах, а пытается жить или более подходящие слово – выживать в своем мире, в своей клетки, ну или пещере. Эту пещеру создают СМИ, со своими грубо язычными софистами и ораторами, разгоняющие гордость, патриотизм и ксенофобию. Последний недуг хорошо показа на примере школьного учителя, который каждый раз, находясь в алкогольном опьянении нелестно высказывается и насмехается над приезжем китайцем, владельцем магазина.
Не успели эти люди выйти из пещеры Чаушеску, как очутились в пещере дяди Сэма. Ни в прошлой, ни в нынешних пещерах нет реальности, и чтобы ее понять, нужно трезво посмотреть на то, что с вами было раньше, какие у вас все же взгляды, принципы, и чего вы действительно хотите от жизни.