Независимая картина “Внутри”, дебютировавшая 20 февраля 2023 года на 73-м Берлинском международном кинофестивале, едва ли знакома широкому зрителю (думаю, как российскому, так и зарубежному, если судить по сравнительно скудному количеству оценок на популярных профильных сайтах). На Западе она уже выходила в ограниченный прокат, хотя ещё колесит по фестивалям, последняя на момент написания настоящей статьи остановка была 20 апреля в Аргентине на Международном кинофестивале независимого кино в Буэнос-Айресе.
Как Вы уже поняли, сегодня говорим о необычном кино, которое привлекло меня одним именем – Уиллем Дефо, чьему безграничному таланту сценарист Бен Хопкинс и режиссёр-дебютант Василис Кацупис дали разгуляться.
О чём это?
Сюжет картины довольно прост. Похититель произведений искусств Немо (Дефо) проникает в манхэттенский пентхаус очень богатого коллекционера, чтобы выкрасть три картины Эгона Шиле, но не может найти его автопортрет. При попытке уйти высокотехнологичная система охраны опечатывает квартиру, запирая грабителя внутри без связи с внешним миром и с весьма скудными запасами воды и еды.
Кроме Немо в кадре крайне редко будут появляться другие актёры, поэтому “Внутри” относится к условной категории “фильм одной роли”, и выбор Дефо для этой картины был крайне удачным. Почитатели его таланта будут точно в восторге.
Однако остальным картина едва ли придётся по вкусу, потому что в этом герметичном драматичном триллере осталось мало места для динамики. Квартира, вычурная настолько же насколько и эстетская, дала простор для фантазии Немо, но для привлечения зрительского интереса не всегда может сработать как надо.
Неподготовленный зритель может быстро заскучать под высоченными потолками пентхауса даже при растущем отчаянии Немо и при его попытках выбраться и выжить.
На удержание интереса может повлиять любопытство, требующее ответа на кажущийся главным вопрос: выберется Немо или нет? Едва ли кто-то заинтересуется картиной после моего отзыва, но ответ я всё равно не скажу.
А почему этот вопрос только кажется главным? Да потому, что фильмы такого рода обычно снимают не для интриги, которую предполагает вопрос. Эти фильмы за редким исключением иллюстрируют человека, его внутренние страхи, эмоции, трансформации в экстремальных условиях, надлом или крушение сознания.
Ведь то, что внутри – куда важнее того, что снаружи, на что исподволь и намекает название фильма. И финал, несмотря на свою важность, которую сложно переоценить, всё-таки чаще оказывается именно снаружи.
Что в итоге?
Невысокие оценки картины (профессионалы на Томатах оценили на 64 %, а зрители на 40%, тогда как пользователи Кинопоиска дали 6.0 баллов, а IMDb – 5.5 балла) подтверждают, что герметичный триллер “Внутри”, как и многие независимые картины, – кино скорее артхаусное, чем зрительское, способное насытить далеко не каждый киноманский вкус.
Если Вы любите Дефо, как люблю его я; если специфичные картины Вам интересны; если Вы считаете, что всего одна прекрасная актёрская работа – это достаточно веский повод для просмотра, то можете вместе в Немо провести внутри пентхауса стандартные 100 минут.