Рим, Париж, Москва, Чикаго. Во всех этих городах есть фонтаны, интересные не только историями создания, но и архитектурными решениями.
Фонтан Треви
Один из главных символов Рима, он занимает большую часть одноимённой площади. Существует две версии происхождения слова «треви». По одной из них, площадь находится на перекрёстке трёх улиц, а трёхпутье на латыни называют trivium. Другая версия отсылает нас к старинной легенде. Однажды полководец Марк Агриппа решил обеспечить римлян питьевой водой. Для этого ему нужно было найти родник и построить на этом месте акведук — канал для подачи воды к разным районам Рима. На поиски водного источника он послал отряд легионеров, которые долгое время не могли найти подземную воду и изнывали от жажды. Отчаявшись, они приняли решение вернуться домой, но на обратном пути им повстречалась девушка по имени Тревия. Она указала им путь к роднику. Некоторое время спустя был построен акведук, который просуществовал в первоначальном виде до 1640 года.
В 18-м веке Папа Римский Урбана VIII инициировал строительство фонтана на легендарном месте. Работы продолжались с 1732-го по 1762-й. Архитектором был выбран Никола Сальви, который не забыл передать сюжет легенды на барельефах фонтана.
Фасад палаццо невозможно воспринимать отдельно от фонтана. Вместе эти объекты образуют архитектурный ансамбль в стиле барокко. Фонтан внешне напоминает триумфальную арку, в эдикуле которой архитектор Никола Сальви поместил статую титана Океана. Именно он, сын Урана и Геи, согласно мифологии, стал прародителем всех вод: от его союза с Фетидой родились три тысячи дочерей-океанид и столько же речных потоков.
Фонтан Стравинского
В 1980-е годы в Париже активно осуществлялась программа по обустройству города. На различных площадях было построено семь фонтанов. Один из них находится на территории Центра Помпиду — музея, посвящённого изучению современного искусства. Уникальный фонтан был назван в честь композитора Игоря Стравинского и стал неповторимым памятником его музыкальному гению. Архитектурное строение состоит из 16 скульптур, которые перемещаются по площади под музыку композитора.
Фонтан был открыт 19 июня 1983 года. Реакция публики была неоднозначной. Многим парижанам не нравилось, что фонтан, выполненный в жанре паблик-арта, располагается рядом с готической церковью Сен-Мари.
Волшебный фонтан на холме Монжуик
Фонтан на холме Монжуик был построен ко Всемирной выставке 1929 года в Барселоне. Он был призван стать главным символом выставки. Архитектором выбрали Жозепа Пуча-и-Кадафалка, известного возведением колонн Монжуика.
Жозеп обратился за помощью к молодому инженеру Карлосу Буигасу и предложил ему сотрудничество. В строительстве фонтана на холме Монжуик приняли участие 3000 рабочих, которым удалось завершить работу к 19 мая 1929 года, за несколько дней до начала выставки.
Перед Олимпийскими играми 1992 года, которые принимала Барселона, фонтан решили усовершенствовать, добавив музыкальное сопровождение.
Букингемский фонтан
Его называют «входными воротами» Чикаго и сердцем штата Иллинойс. Он был установлен в центре Грант-парка, на пересечении главных городских улиц — Коламбус-Парквей и Коламбус-Драйв. Каждый гость Чикаго первым делом посещает площадь, в центре которой возвышается Букингемский фонтан.
Идея создания фонтана принадлежит коллекционерке произведений искусства Кейт Стерджес Букингем. Над проектом фонтана работал главный архитектор Чикаго Эдвард Беннет. За основу он взял композицию парижского фонтана Латоны, в котором круглые чаши бассейна поднимаются вверх пирамидой, напоминая по форме свадебный торт. Букингемский фонтан выполнен из розового мрамора, он символизирует одно из североамериканских Великих озёр — Мичиган. Вокруг фонтанной чаши установлены четыре пары морских коней из бронзы. Они олицетворяют штаты, окружающие озеро, — Иллинойс, Мичиган, Висконсин и Индиана. Эскизы статуй морских коней были созданы французским скульптором Марселем Ф. Лаю.
Фонтан в Петергофе
Группа «Самсон, разрывающий пасть льва» должна была украшать самый мощный водомёт Нижнего парка. Решение о сооружении фонтана было принято в 1734 году, когда отмечалось 25-летие разгрома шведских войск под Полтавой. Это важнейшее событие Северной войны произошло в день святого Самсония, что дало повод к аллегорическому изображению памятной битвы в виде борьбы ветхозаветного героя Самсона со львом. Скульптура должна была символизировать победу России над Швецией, герб которой содержит фигуру льва.
Уже через десять лет после установки появилась необходимость замены отлитой из свинца группы. Один из крупнейших русских скульпторов М. Козловский создал новую модель, в которой героическая тема зазвучала с особой силой.
В годы Великой Отечественной войны скульптура была похищена фашистами. По сохранившимся фотографиям скульптор В. Симонов воссоздал её, и уже в сезоне 1947 г. мощная фигура «Самсона, разрывающего пасть льва» появилась на своём пьедестале в ковше Морского канала.