Молчун очень не любил читать. Когда я спросила его, читал ли он "Тринадцатый подвиг Геракла", он ответил, что не помнит подвиги Геракла по номерам... Когда дала на проверку сочинение по отрывку из "Чучела", не узнал произведение. Я думала, что хотя бы общее представление имеется, но нет! Задала прочитать "Чучело", так Молчун спросил, кто автор!
А без литературы никак нельзя. Да, в ЕГЭ по русскому языку литературные аргументы уже не нужны, но в итоговом сочинении они обязательны, причём больше нет пяти узких направлений, по которым можно быстро что-то прочитать. Понятно, что сказать "читать нужно для итогового сочинения" - это ни о чём. Нужно, чтобы Молчун понял это на практике. И, кажется, начиная с ноября я стала задавать ему различные произведения вплоть до больших вроде "Преступления и наказания". Думаете, на проверку такого домашнего задания тратится много времени? Мы тратим время на литературу, хотя должны заниматься русским языком? Нет, ничего подобного! Я не проверяю, прочитал ли Молчун произведение от начала до конца, не спрашиваю, какого цвета туфельки у Наташи Ростовой... Такие вопросы как раз отбивают желание читать. Я прошу прочитать и найти несколько проблем с авторской позицией, причём обязательно подтвердить примерами из текста. И сразу становится понятно, выполнил ли Молчун задание и подойдут ли ему найденные аргументы! Учитель литературы поставил бы двойку за недавний случай. Я задала любую поэму Пушкина, кроме "Руслана и Людмилы". Молчун выбрал "Кавказского пленника" и назвал черкешенку чеченкой. Всего лишь минус один первичный балл, а не двойка за контрольную! А если Молчун назовёт черкешенку просто героиней, то вообще баллы не потеряет! Я по другим признакам поняла, что произведение он читал...
Набирали мы аргументы, набирали, и я не видела, что Молчуну это сильно в радость. Однако вчера произошёл переворот... Мы закончили делать тестовые задания пробника, поэтому я попросила прямо на занятии начать писать сочинение. Три случая, когда ученик пишет сочинение на занятии: изначальная договорённость, невыполнение домашних заданий, завершение пробника. Я отправила ссылку на текст по Каверину из ЕГЭ-2019. Сама писала сочинение по этому тексту! Начал Молчун читать и...
- А как называется оригинал произведения? Захотелось прочитать!
И теперь у него задание на 30 мая - прочитать "Двух капитанов".