Найти в Дзене

«Каганович заговорил»: о чём соратник Сталина рассказал в интервью, записанном тайно

Оглавление

Среди ближайших соратников Иосифа Сталина оказалось сразу несколько долгожителей, заставших 1980-е годы и перестройку. 86 лет прожил Георгий Маленков, 96 — Вячеслав Молотов, 97 — Лазарь Каганович…

Каганович. Как прошла земная слава

     Каганович и Сталин, фото из открытых источников.
Каганович и Сталин, фото из открытых источников.

Лазарь Моисеевич появился на свет в 1893-м. Его фигура — до сих пор объект обсуждений и споров. Многие считают его причастным к имевшим место в 1930-е перегибам. Другие, напротив, уверены, что Каганович должен остаться в истории, как человек, который сделал немало полезного для страны: создавал железные дороги, курировал работы по строительству метро в столице, создавал современную Москву. Да и вклад Лазаря Кагановича в победу в Великой Отечественной тоже никто не отменял.

После ухода Сталина карьера бывшего соратника фактически завершилась. Каганович остался без постов и партбилета, а также был отправлен на ПМЖ в город Калинин. В течение нескольких лет ему было категорически запрещено посещать столицу.

Интервью, записанное тайно

     Лазарь Каганович, фото из открытых источников.
Лазарь Каганович, фото из открытых источников.

Запрет был снят нескоро. Однако свои последние годы бывшему соратнику Сталина всё-таки удалось прожить в Москве. Лазарь Каганович вёл скромную жизнь практически самого обыкновенного пенсионера.

На просьбы прессы рассказать о прошлом согласился лишь в начале 1990-х, когда «стало можно всё». Откровения бывшего наркома опубликовала одно из итальянских изданий. Их сотруднику удалось получить доступ в квартиру Кагановича и в течение некоторого времени вести с ним беседы о прошлом, настоящем и будущем. Впрочем, записан материал был тайно — политик не знал, что всё это появится на газетной странице.

Что говорил Каганович о «перестройке»

     Лазарь Каганович, фото из открытых источников.
Лазарь Каганович, фото из открытых источников.

Одной из тем разговора, конечно, стала шагавшая по стране перестройка. Каганович напомнил, что сам когда-то активно вводил в политический обиход этот термин. И даже начинал доклад на одном из партийных съездов именно со слова «перестройка», когда говорил о партийном новаторстве.

Между тем, к перестройке, случившейся наяву, Лазарь Моисеевич относился без восторгов и с большими опасениями: считал неправильным «наступление» иностранной идеологии на основы Союза.

Особо Каганович переживал из-за стремительной потери влияния Москвы на тогдашние ГДР, Венгрию и Польшу.

О Китае и Сталине

     Каганович и Сталин, фото из открытых источников.
Каганович и Сталин, фото из открытых источников.

При этом «железный Лазарь» с одобрением отзывался о процессах, происходящих в Китае. Сталинский соратник отмечал, что в азиатской стране формируется «огромная сила», которая себя ещё покажет.

Не обошлось без вопроса о Сталине. Когда Лазаря Моисеевича попросили охарактеризовать вождя всего одним словом, пенсионер выбрал такое: «Осторожный». Впрочем, Каганович добавил, что ещё одной из важных черт Иосифа Виссарионовича было то, что он «видел очень далеко».

О телевидении

     Лазарь Каганович, фото из открытых источников.
Лазарь Каганович, фото из открытых источников.

Удивительно, но в своём «итальянском» интервью бывший видный советский руководитель заявлял, то не планирует общаться с прессой. При этом он ставил в пример Вячеслава Молотова, также закрывшегося для журналистов. «Я не собираюсь сейчас размениваться на мелочи», - заметил политик. При этом он, кстати, не догадывался, что гость записывает каждое его слово…

Отдельно Каганович критиковал перестроечное телевидение. Политик высказался по поводу сразу нескольких фраз, услышанных с экрана. Например, его больно резанули слова о том, что «в России началось возрождение культуры».

«Почему началось? - негодовал соратник Сталина. - Оно началось ещё в 1930-х и мы тогда активно этим занимались».

И ещё о ТВ

Известно, что Лазаря Кагановича не стало в 1991-м после просмотра очередной политической программы по ТВ. Рассказывают, что с экрана о чём-то говорили Борис Ельцин и Михаил Горбачёв. В доме, помимо Лазаря Моисеевича, была домработница. Она услышала последнюю фразу соратника Сталина: «Это кошмар». Через несколько минут сердце бывшего советского политика остановилось.