Среди ближайших соратников Иосифа Сталина оказалось сразу несколько долгожителей, заставших 1980-е годы и перестройку. 86 лет прожил Георгий Маленков, 96 — Вячеслав Молотов, 97 — Лазарь Каганович…
Каганович. Как прошла земная слава
Лазарь Моисеевич появился на свет в 1893-м. Его фигура — до сих пор объект обсуждений и споров. Многие считают его причастным к имевшим место в 1930-е перегибам. Другие, напротив, уверены, что Каганович должен остаться в истории, как человек, который сделал немало полезного для страны: создавал железные дороги, курировал работы по строительству метро в столице, создавал современную Москву. Да и вклад Лазаря Кагановича в победу в Великой Отечественной тоже никто не отменял.
После ухода Сталина карьера бывшего соратника фактически завершилась. Каганович остался без постов и партбилета, а также был отправлен на ПМЖ в город Калинин. В течение нескольких лет ему было категорически запрещено посещать столицу.
Интервью, записанное тайно
Запрет был снят нескоро. Однако свои последние годы бывшему соратнику Сталина всё-таки удалось прожить в Москве. Лазарь Каганович вёл скромную жизнь практически самого обыкновенного пенсионера.
На просьбы прессы рассказать о прошлом согласился лишь в начале 1990-х, когда «стало можно всё». Откровения бывшего наркома опубликовала одно из итальянских изданий. Их сотруднику удалось получить доступ в квартиру Кагановича и в течение некоторого времени вести с ним беседы о прошлом, настоящем и будущем. Впрочем, записан материал был тайно — политик не знал, что всё это появится на газетной странице.
Что говорил Каганович о «перестройке»
Одной из тем разговора, конечно, стала шагавшая по стране перестройка. Каганович напомнил, что сам когда-то активно вводил в политический обиход этот термин. И даже начинал доклад на одном из партийных съездов именно со слова «перестройка», когда говорил о партийном новаторстве.
Между тем, к перестройке, случившейся наяву, Лазарь Моисеевич относился без восторгов и с большими опасениями: считал неправильным «наступление» иностранной идеологии на основы Союза.
Особо Каганович переживал из-за стремительной потери влияния Москвы на тогдашние ГДР, Венгрию и Польшу.
О Китае и Сталине
При этом «железный Лазарь» с одобрением отзывался о процессах, происходящих в Китае. Сталинский соратник отмечал, что в азиатской стране формируется «огромная сила», которая себя ещё покажет.
Не обошлось без вопроса о Сталине. Когда Лазаря Моисеевича попросили охарактеризовать вождя всего одним словом, пенсионер выбрал такое: «Осторожный». Впрочем, Каганович добавил, что ещё одной из важных черт Иосифа Виссарионовича было то, что он «видел очень далеко».
О телевидении
Удивительно, но в своём «итальянском» интервью бывший видный советский руководитель заявлял, то не планирует общаться с прессой. При этом он ставил в пример Вячеслава Молотова, также закрывшегося для журналистов. «Я не собираюсь сейчас размениваться на мелочи», - заметил политик. При этом он, кстати, не догадывался, что гость записывает каждое его слово…
Отдельно Каганович критиковал перестроечное телевидение. Политик высказался по поводу сразу нескольких фраз, услышанных с экрана. Например, его больно резанули слова о том, что «в России началось возрождение культуры».
«Почему началось? - негодовал соратник Сталина. - Оно началось ещё в 1930-х и мы тогда активно этим занимались».
И ещё о ТВ
Известно, что Лазаря Кагановича не стало в 1991-м после просмотра очередной политической программы по ТВ. Рассказывают, что с экрана о чём-то говорили Борис Ельцин и Михаил Горбачёв. В доме, помимо Лазаря Моисеевича, была домработница. Она услышала последнюю фразу соратника Сталина: «Это кошмар». Через несколько минут сердце бывшего советского политика остановилось.