Найти тему

«Место встречи изменить нельзя»: 3 причины, почему у Жеглова не было жены

Оглавление

Глеб Жеглов — одна из наиболее ярких и, увы, последних ролей Владимира Высоцкого. Режиссёр Станислав Говорухин хотел принять актёра в картину без проб. Но в Госкино (где Владимира Семёновича тогда не особо жаловали) посчитали иначе. Тогда Говорухин пошёл на хитрость: организовал полноценные пробы, но на них — помимо Высоцкого - пригласил артистов, которые категорически не подходили для роли. Исход такого конкурса оказался предрешён.

«Одинокий волк» или «белая ворона»?

     Глеб Жеглов, фото из открытых источников
Глеб Жеглов, фото из открытых источников

По фильму Жеглову чуть-чуть за сорок. На фоне своих коллег-ровесников, уже успевших устроить личную жизнь и обзавестись семьями, он получился суровым «одиноким волком». Хотя кто-то назовёт его и «белой вороной».

Почему же сорокалетнего Жеглова — весьма видного мужчину - «оставили» без супруги и детей?

Интересно, что даже идея добавить в картину «подругу Глеба Егоровича» появилась не на стадии работы над сценарием, а уже по ходу съёмок «Места встречи». Это — девушка из сцены начала праздника к дню милиции. Вместе с ней Глеб спускался по лестнице и при этом говорил: «Смотри, Люба! Вот каких орлов я воспитываю!»

Почётная (пусть и совсем небольшая) роль подруги сурового милиционера досталась помощнице режиссёра — Людмиле Герасименко.

Споры вокруг «девушки с праздника»

     Жеглов с подругой, фото из открытых источников.
Жеглов с подругой, фото из открытых источников.

Пользователи Сети до сих пор спорят по поводу Жеглова. Кто-то, например, заявляет: «Девушка с праздника — случайная встречная. Она у Глеба только для того, чтобы было с кем пойти на торжество. Если бы в его жизни действительно присутствовала настоящая подруга, он бы давно перебрался жить к ней, а не ютился в коммуналке, где шум-гам и «поспать не дают».

Впрочем, причин, по которым у Жеглова нет семьи, оказывается, несколько…

Причина №1: «Вайнеры против Жеглова»

     "Место встречи изменить нельзя", кадр из фильма, фото из открытых источников.
"Место встречи изменить нельзя", кадр из фильма, фото из открытых источников.

Во первых, братья Вайнеры - авторы книги «Эра милосердия», по которой снята многосерийная лента, признавались: своего персонажа они немного недолюбливали. Они считали, что теоретически Глеб мог бороться не только с «Чёрной кошкой», но и с «врагами народа». А из-за этого «личная жизнь капитана их совсем не интересовала»…

Кстати, образ Глеба Егоровича был частично списан с начальника столичного угрозыска Александра Трепалова. Биография мужчины действительно заслуживала внимания: в 1918-м, например, он раскрыл дело об «ограблении Ленина», а через 20 лет (в 1938-м) был записан во «враги народа» и завершил свой путь.

Причина №2: «приказ Чурбанова»

     Жеглов и Шарапов, фото из открытых источников.
Жеглов и Шарапов, фото из открытых источников.

Братья Вайнеры творчески доработали образ реального человека, сделав Глеба Егоровича весьма противоречивым и спорным. В чём-то он получился даже отталкивающим — например, в эпизоде, когда Жеглов прячет папку Шарапова с уголовным делом, а затем с интересом наблюдает за страданиями коллеги…

Авторы фильма понимали, что и в семейной жизни такой человек вполне мог оказаться домашним тираном. И здесь возникла «причина №2», по которой у Глеба не было жены. Дело в том, что в конце 1970-х в Советском Союзе действовало весьма необычное распоряжение заместителя министра внутренних дел Юрия Чурбанова. В документе было прописано, что сотрудники милиции — главные героев книг и фильмов (созданных при поддержке МВД) — должны были служить примером для граждан: не заводить романов на стороне, не бросать свои семьи и не обижать близких людей, не увлекаться напитками покрепче.

Можно предположить, что в условиях таких ограничений, авторам сценария было проще вообще ничего не рассказывать о личной жизни главного героя «Места встречи»…

Причина №3

     В гостях у Шарапова, фото из открытых источников.
В гостях у Шарапова, фото из открытых источников.

Впрочем, была ещё и третья причина. Дело в том, что в книге Вайнеров Глеб Жеглов значительно моложе, чем в фильме. В «Эре милосердия» ему всего 25 лет и он — молодой комсомолец, которому пока необязательно обзаводиться женой и детьми. При переносе истории на экран момент «изменения возраста главного героя» почему-то не учли — случайно или сознательно, а в итоге это и стало причиной споров о жизни милиционера в «нерабочее время»...