Глеб Жеглов — одна из наиболее ярких и, увы, последних ролей Владимира Высоцкого. Режиссёр Станислав Говорухин хотел принять актёра в картину без проб. Но в Госкино (где Владимира Семёновича тогда не особо жаловали) посчитали иначе. Тогда Говорухин пошёл на хитрость: организовал полноценные пробы, но на них — помимо Высоцкого - пригласил артистов, которые категорически не подходили для роли. Исход такого конкурса оказался предрешён.
«Одинокий волк» или «белая ворона»?
По фильму Жеглову чуть-чуть за сорок. На фоне своих коллег-ровесников, уже успевших устроить личную жизнь и обзавестись семьями, он получился суровым «одиноким волком». Хотя кто-то назовёт его и «белой вороной».
Почему же сорокалетнего Жеглова — весьма видного мужчину - «оставили» без супруги и детей?
Интересно, что даже идея добавить в картину «подругу Глеба Егоровича» появилась не на стадии работы над сценарием, а уже по ходу съёмок «Места встречи». Это — девушка из сцены начала праздника к дню милиции. Вместе с ней Глеб спускался по лестнице и при этом говорил: «Смотри, Люба! Вот каких орлов я воспитываю!»
Почётная (пусть и совсем небольшая) роль подруги сурового милиционера досталась помощнице режиссёра — Людмиле Герасименко.
Споры вокруг «девушки с праздника»
Пользователи Сети до сих пор спорят по поводу Жеглова. Кто-то, например, заявляет: «Девушка с праздника — случайная встречная. Она у Глеба только для того, чтобы было с кем пойти на торжество. Если бы в его жизни действительно присутствовала настоящая подруга, он бы давно перебрался жить к ней, а не ютился в коммуналке, где шум-гам и «поспать не дают».
Впрочем, причин, по которым у Жеглова нет семьи, оказывается, несколько…
Причина №1: «Вайнеры против Жеглова»
Во первых, братья Вайнеры - авторы книги «Эра милосердия», по которой снята многосерийная лента, признавались: своего персонажа они немного недолюбливали. Они считали, что теоретически Глеб мог бороться не только с «Чёрной кошкой», но и с «врагами народа». А из-за этого «личная жизнь капитана их совсем не интересовала»…
Кстати, образ Глеба Егоровича был частично списан с начальника столичного угрозыска Александра Трепалова. Биография мужчины действительно заслуживала внимания: в 1918-м, например, он раскрыл дело об «ограблении Ленина», а через 20 лет (в 1938-м) был записан во «враги народа» и завершил свой путь.
Причина №2: «приказ Чурбанова»
Братья Вайнеры творчески доработали образ реального человека, сделав Глеба Егоровича весьма противоречивым и спорным. В чём-то он получился даже отталкивающим — например, в эпизоде, когда Жеглов прячет папку Шарапова с уголовным делом, а затем с интересом наблюдает за страданиями коллеги…
Авторы фильма понимали, что и в семейной жизни такой человек вполне мог оказаться домашним тираном. И здесь возникла «причина №2», по которой у Глеба не было жены. Дело в том, что в конце 1970-х в Советском Союзе действовало весьма необычное распоряжение заместителя министра внутренних дел Юрия Чурбанова. В документе было прописано, что сотрудники милиции — главные героев книг и фильмов (созданных при поддержке МВД) — должны были служить примером для граждан: не заводить романов на стороне, не бросать свои семьи и не обижать близких людей, не увлекаться напитками покрепче.
Можно предположить, что в условиях таких ограничений, авторам сценария было проще вообще ничего не рассказывать о личной жизни главного героя «Места встречи»…
Причина №3
Впрочем, была ещё и третья причина. Дело в том, что в книге Вайнеров Глеб Жеглов значительно моложе, чем в фильме. В «Эре милосердия» ему всего 25 лет и он — молодой комсомолец, которому пока необязательно обзаводиться женой и детьми. При переносе истории на экран момент «изменения возраста главного героя» почему-то не учли — случайно или сознательно, а в итоге это и стало причиной споров о жизни милиционера в «нерабочее время»...