Найти в Дзене

Лазарь Каганович: кем стали в СССР четыре брата соратника Сталина

Оглавление

Лазарь Моисеевич Каганович был человеком из ближайшего круга Сталина. На его счету — строительство метрополитена в Москве и организация работы советских железных дорог (так, чтобы они функционировали как единый организм). Кроме того, именно он в своё время произнёс фразу, ставшую крылатой: «У каждого ЧП есть свои ФИО», то есть фамилия, имя и отчество…

Четыре брата и сестра

     Каганович рядом со Сталиным, фото из открытых источников.
Каганович рядом со Сталиным, фото из открытых источников.

Кагановичи - из Киевской области. Папа мальчика был торговцем скотом. Впрочем, в 1910-х дела у него пошли не очень хорошо, и ему пришлось оставить своё занятие. Помимо Лазаря в семье было ещё 12 детей. До взрослого возраста дотянули только шестеро. Остальные ушли совсем юными от болезней. А вот, кто вышел во взрослый мир: братья Арон, Израиль, Лазарь, Михаил, Юлий и их сестрёнка Рахиль. Что с ними стало в неспокойном ХХ веке?

Старший брат

     Братья Кагановичи (слева направо): Израиль, Арон, Михаил и Лазарь в 1914-м, фото из открытых источников.
Братья Кагановичи (слева направо): Израиль, Арон, Михаил и Лазарь в 1914-м, фото из открытых источников.

Израиль Моисеевич начинал простым лесорубом. Однако в Советском Союзе его карьера пошла в гору. В 1930-х мужчина стал руководителем министерства, отвечавшего за производство в стране мяса и молока. Особенно ответственной эта работа была в Великую Отечественную — тогда на старшего брата Кагановича возложили обязанность поставлять продукты для ряда фронтов. Свой жизненный путь Израиль Моисеевич завершил в 1970-х, ему было 89.

Брат-«троцкист»

     Михаил Каганнович, фото из открытых источников.
Михаил Каганнович, фото из открытых источников.

Михаил Каганович — первый большевик в большом семействе. В партию он вступил раньше всех, ещё в 1905-м. После революции также активно строил свою карьеру. Одно время возглавлял Нижний Новгород. Затем перебрался в Москву, где стал министром оборонной промышленности. Чуть позже направление его деятельности сузили до выпуска самолётов. Однако особых успехов в этом Михаил Моисеевич не добился. Это стало особенно понятно в 1941-м, когда Красная армия потеряла большинство своих самолётов.

Личное дело Михаила легло на стол Сталина, который решал, что делать с провинившимся Кагановичем… Брат Лазарь не пытался заступаться. Но тем не менее, тайно сообщил Михаилу о готовящемся обвинении в троцкизме и грядущем аресте.

Михаил Моисеевич не стал дожидаться «гостей»… Он ушёл 53-летним. И, конечно, не знал, что спустя 15 лет, уже при Хрущёве, все вынесенные ему обвинения снимут.

Брат из монгольского торгпредства

     Юлий Каганович и портрет Лазаря Кагановича, фото из открытых источников.
Юлий Каганович и портрет Лазаря Кагановича, фото из открытых источников.

Юлий Каганович тоже был партийцем. Заседал в Верховном Совете. В 1930-х сменил брата Михаила на посту руководителя Нижегородской области. Затем стал замом наркома внешней торговли. После 1945-го возглавлял советское торговое представительстве в Монголии. Вернулся в СССР. Памятуя о печальной судьбе брата-«троцкиста», старался особо не высовываться. Занимал руководящие, но не самые приметные должности. Например, руководителя «Международной книги». В 1951-м вышел на пенсию.

Брат без… даты рождения

     Лазарь Каганович, фото из открытых источников.
Лазарь Каганович, фото из открытых источников.

Об Ароне Моисеевиче известно немного. История не сохранила даже точной даты его рождения. Равно как и год его ухода — биографы обозначают её так: «середина шестидесятых». Известно, что младший брат соратника Сталина не стремился в столицу. Ему было вполне комфортно просто руководить республиканским трестом по выпуску обуви из кожи у себя на родине.

Пропавшая сестра

Сестра Рахиль прожила недолгую жизнь. Её путь закончился в 1926 году. Согласно историческим свидетельствам, молодая женщина была очень хороша собой и якобы даже нравилась Сталину.

При этом в 1930-х в Москве появилась девушка, которую все принимали за «сестру Лазаря Кагановича». Её тоже звали Рахиль Каганович. Соратнику вождя она приходилась племянницей. Женщина вращалась в руководящих партийных кругах. Но в 1940-х по неизвестной причине предпочла исчезнуть - взяла другую фамилию и уехала из столицы. Далее её следы затерялись.