Здравствуйте, дорогие читатели! Буквально на днях министр просвещения Сергей Кравцов и заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова, провели встречу, где обсуждали вопросы нехватки учителей в школах. Но, как оказалось, что эта самая нехватка - минимальная. По словам Голиковой, вакантными остаются всего 2% ставок.
Думаю, что все, кто работает в школах, знает, как такая статистика получилась. Знает, я уверен, и министр просвещения. О том, что многие учителя "тащат" на себе по две, а то и три ставки. Но при этом Сергей Кравцов напоминает нам о том, что зарплата у учителей растет колоссальными темпами и составляет, в среднем, аж 45 тысяч рублей.
Как итог, учителя просто не выдерживают нагрузку. Вести по 40-50 часов в неделю, как пишите вы, дорогие читатели, чертовски трудно. Учителя каждый день совершают подвиг проводя столько уроков. Пашут не меньше шахтеров, а вот зарплата далеко не "шахтерская". Многие из-за этого и заканчивают свою педагогическую деятельность. И дефицит с каждым годом начинает чувствоваться все острее. Плюс добавим, что профессия учителя с каждым годом "стареет". По статистике все той же Голиковой, учителей моложе 30 лет всего 150 тысяч человек. А в принципе средний возраст приблизительно около 50 лет. Ежегодно количество учителей сокращается. Особенно в регионах. В крупных городах условия, как правило, вполне достойные. И вот как решать подобную нехватку кадров?
И тут, Сергей Кравцов выдвинул предложение по организации профильных педагогических классов. Нет, они уже конечно существовали в отдельно взятых школах нашей страны, но теперь их количество должно будет значительно увеличится. Например, в Санкт-Петербурге таких классов в этом учебном году 40 в 33 школах, но теперь их количество планируют довести до 104 и расширить программу на еще 25 школ. А вообще в России к 2024 году будет открыто 5000 таких классов.
На бумаге, кстати, все звучит очень неплохо. Учащиеся, такого вот, педагогического класса будут более углубленно изучать обществознание, литературу, русский язык и историю. Смогут уже в школе получить профессию "Вожатый" (пишут, что это именно профессия, хотя по моему, это должность). Будут посещать экскурсии, выставки, педагогические ВУЗы, колледжи и образовательные центры. А самое главное - это "льготное" (назовем это так) поступление в педагогические колледжи и институты. Во всяком случае это нам предлагают на портале Московское образование.
И вроде все здорово. Серьезная профориентация для старшеклассников. Правительство заботиться о будущем. Через 5-7 лет мы получим квалифицированные кадры. Но так ли это? Какой процент ребят обучающихся в педагогических классах реально будут мотивированы на работу учителем? Возможно, по началу, в такой класс действительно соберутся те, кто хочет связать свою жизнь с педагогикой. А дальше, в ходе общения с учителями, которые будут рассказывать им о профессии на различных семинарах, они будут узнавать о том, как "весело" работать в школе. Услышат про зарплату в 45000 рублей. Узнают об учебной нагрузке и бумажной работе. Получат информацию о том, что они несут ответственность чуть ли не за все вокруг. Поймут, что их личная жизнь постоянно будет "под прицелом". И скажите, после этого, окончив такой класс (они его, конечно, окончат), все рванут в профессию? Очень маловероятно. Даже если большая часть из таких ребят поступит в педагогические ВУЗы и колледжи, то на какие специальности? Ведь даже в том же РГПУ им. А.И. Герцена, ведущем педагогическом ВУЗе страны, огромное множество непедагогических специальностей. А даже если и получат педагогическую специальность, то пойдут ли в школы после того, что я перечислил выше. Педагогическое образование нынче высоко котируется и в других сферах, не связанных с образованием детей.
Конечно, количество молодых учителей, после таких мер увеличиться. Ну, представьте. 5000 классов по 25 человек в год будут выпускать. Это 175 000 выпускников в год. Цифра немалая. Пускай процентов 10 (а на самом деле значительно меньше) выберут для себя профессию учителя. То есть мы будем получать по 17500 молодых учителей в школах в год. А теперь, зная школьные реалии, давайте подумаем: сколько из этих 17500 учителей останется после первого же года работы в школе? А после 3-5 лет?
Подобные классы могут решить проблему кадрового голода, но лишь при комплексном подходе к проблемам учительства. Человек должен быть мотивирован. Да, есть те, кто хочет быть учителем. Готов учить детей, совершенствоваться, раскрывать себя в профессии. В конце концов кто-то становится Великим Учителем. НО! Даже великим хочется кушать. И раскрыть свой потенциал гораздо проще, если это помогает кто-то делать. А главный помощник учителя, по идее, кто? Государство!
Да, ориентировать молодежь на преподавательскую деятельность нужно. Но нужно чтобы эта молодежь не только получала специальность, но и задерживалась в профессии на долгие годы. Что для этого нужно, все и так знают. И высокой зарплаты (за одну ставку, а не за три), на самом деле, для этого мало. Должны быть механизмы защиты учителей, должны быть и социальные гарантии.
Педагогические классы будут иметь свой эффект. Единственный вопрос: "В какой перспективе?". Как видится мне, пока только в краткосрочной. А что по этому поводу думаете вы?
Пишите в комментариях свою точку зрения. Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки. До новых встреч!