("Также известный", AKA, 2023, Франция)
На самом деле привычное в киноиндустрии явление: снимает какой-нибудь небесталанный оператор хорошие фильмы, снимает их, снимает... А потом - вжух! - случается "фазовый переход", и вот уже г-н оператор переквалифицируется в г-на режиссера.
Именно так было с Яном де Бонтом, так было с Анджеем Бартковяком, так было много с кем еще... И вот теперь это стряслось с Морганом С. Далибером, коему вдруг расхотелось таскать увесистую съемочную аппаратуру, а захотелось плюхнуться в уютное режиссерское кресло.
Далибер - тот самый француз, что запечатлел для нас на камеру недавнюю экшен-дилогию "Шальная пуля" Гийома Пьерре. С тем же самым Альбаном Ленуаром в главной роли, коего Морган С. пригласил актером-паровозом и в свой полнометражный режиссерский/сценарный дебют, озаглавленный странновато "AKA". Что, как и ожидалось, вызвало у неофициальных российских переводчиков оторопь (офиц. локализации, видимо, ждать не следует). Поэтому вместо буйства своей фантазии они решили не перечить ПРОМТу и тоже обозвали далиберову картину дурацко-механически: "Также известный".
При том, что в русском языке для "aka" есть вполне конкретные и более ясные смысловые аналоги - "псевдоним" или "прозвище". А если их чуток "облитературить", то чем были бы плохи, например, "Под псевдонимом...", или "По прозвищу..."?
Поди пойми этих странных людей.
Впрочем, ладно. Вся эта "занимательная лингвистика" столь же вечна, как спор о первичности яйца или велоцираптора. Равно как, похоже, будет вечной и традиция, согласно которой операторы боевиков становятся режиссерами всё тех же боевиков, а не слезоточивых мелодрам либо кровожадных хорроров.
Вот и Морган С. Далибер с Альбаном Ленуаром недалеко откатились от своей "Шальной пули". Да и катились они тоже популярным курсом: в сторону "Леона", "Гнева", "Заложницы", "Тайлера Рейка", "Человека из ниоткуда" и остальной прорвы фильмов про крутого мужика с мрачным прошлым. Того, кто решил однажды чуть-чуть подобреть и позащищать какого-нибудь ребенка. Своего, чужого, ещё маленького, или уже подростка-оболтуса - неважно. Главное, что под предлогом защиты "детства и юношества" мужик угрохает столько половозрелых взрослых особей, что от этой его "доброты" график рождаемости человечества уж точно в гору не попрёт.
Вот и спецагент-киллер Адам (Ленуар) наворотил в мире столько грязных и "мокрых" дел во имя Франции, что у него давно атрофировались улыбательные мышцы лица. Или, вернее, он разучился улыбаться еще в 15-летнем возрасте, а почему - об этом нам расскажут по ходу фильма.
А пока, едва вернувшись с очередной заграничной командировки, Адам был срочно отправлен на новое задание. Только уже в самом Париже - на поимку бомбиста-террориста из Судана. Оперативно выйти на которого можно было через "ход конем" - то есть через подельника этого террориста по наркобизнесу, криминального авторитета Виктора. Тоже махрового злодея, с той лишь разницей, что повода для своего "мочения" он пока спецслужбам не давал.
Понятно, что внедрятся в мафию под личиной финансового аналитика или юрисконсульта Адаму было противопоказано - ни умом, ни физиономией не вышел, чего греха таить. А вот под видом "быка"-головореза - просто идеально. Тут ему даже актерские данные не понадобились - хватало одной лишь естественной нагловатой угрюмости.
Так же перед заброской в бандитское логово у Адама, как и у незабвенного Шарапова, оказалась столь удачно разбита морда. Что поспособствовало её, так сказать, уголовной фактурности и стряхнуло с неё остатки спецагентского гламура.
Ясен крот, что просто так постучаться в двери к Виктору и сказать "Можно мне работать у вас мордоворотом?" Адам не мог. Однако путём некоторой хитровые... обманно-тактической движухи ему удалось затесаться в штат охраны босса. Причем сразу на козырную должность быка-демонтажника шестого разряда - а нечего было новым коллегам устраивать новичку тестовую проверку на вшивость и борзость! Которую Адам, естественно, выдержал. И потом не раз доказывал, что он и должность "бычьего" прораба потянул бы - сразу, как только представился бы такой шанс.
А еще были у Виктора приемные детишки: без пяти минут взрослая девочка, которой уже разрешалось ездить по Парижу на мотороллере, и восьмилетний пацанчик.
И той, и другому жилось в семье отчима хоть сытно, но не шибко комфортно. Ибо в доме все постоянно ходили на нервах, орали друг на друга, а во дворе денно и нощно паслись гы-гыкающие "быки", даром что не лошади. И лишь угрюмый Адам один не гы-гыкал. Потому что забыл, как это делается, да и не пристало ржать, как конь, главгерою боевика повышенной суровости.
Чем он, похоже, и вызвал к себе доверие у местного подрастающего поколения. И когда однажды настанет пора его спасать - а зачем еще нужны в боевиках лупоглазые детишки? - конечно, Адам будет делать это не за деньги и не из-под палки, а исключительно по зову сердца. Не забывая, разумеется, и о своей главной цели, ведь он был не только "усатый нянь"©, но и по-прежнему оставался немножечко киллером.
***
В общем, на первый взгляд, всё довольно привычно, банально и вторично...
...Да и на второй, и на третий взгляд, говоря начистоту.
И тем не менее, как боевик, снят "Однажды краснознаменный" "Также известный" вполне на уровне. Даже с кое-какими режиссерско-операторскими находками. Которые, правда, больше напоминают попытки сэкономить бюджет на боевой хореографии, но какое-никакое, а стилистическое разнообразие фильму дают. Также, как Альбан Ленуар неплохо смотрится в подобных образах. Не Стэйтем в лучшие годы, конечно, но человеческие эмоции у Альбана на лице тоже читаются, и руки-ноги в экшен-сценах из правильных мест растут.
Иными словами, для простого "боевикового" зрелища дебютное творчество Далибера-режиссера пригодно, и немного скоротать ожидание между "Джоном Уиком 4" и "Тайлером Рейком 2" оно поможет.
Трейлер фильма: