Вот и пришло время отправлять "майора Черкасова" на пенсию. Вечный майор, четверть века в этом звании, и должность подполковничья и столько дел распутал, а все в майорах, ну хотя бы в порядке поощрения могли бы дать сверх потолка полковника. Нет, жалко авторам лишней звездочки. В общем, "Последнее дело майора Черкасова".
Кто-то сравнивает эту франшизу из 9 сезонов с советским знаменитым многосерийным телефильмом "Следствие ведут ЗнаТоКи", но на мой взгляд здесь более уместно сравнение с героем американского комикса издательства Marvel Comics Капитаном Америка. То есть у них "Капитан Америка", у нас "Майор Черкасов". У Капитана есть пуленепробиваемый щит, у Майора - не снашивающаяся велюровая шляпа.
Об одном из сезонов, седьмом, под названием "Катран", мы уже писали вот тут
И высказали предположение, что никогда Черкасову не стать хотя бы подполковником. И вот уже завершающий девятый, а все майор, и вообще не понятно на какой должности. А еще мы высказали встречное предложение - хватит сиквелов, даешь приквел. Цитирую сам себя
Может хватит им сиквелы снимать, а на приквелы перейти. Что-нибудь про то, как молодой Черкасов с Глебом Жегловым и Володей Шараповым "черную кошку" по Москве гонял. А что - во сюжет!
А ведь вещим наше слово оказалось. В промежутке между восьмым и девятым сезоном, чтоб не простаивать и хватку оперскую не потерять, Андрей Игоревич Смоляков снялся в сериале "Художник", который вышел на экраны ТВ в ноябре 2022 г. Действие фильма происходит в 1944-45 гг. в Москве. Смоляков играет, кто бы мог подумать, начальника отдела по борьбе с бандитизмом МУРа, майора !!! Тихона Зайцева. Тот же майор!!! Черкасов только в кепке
И Соне Тимофеевой, то есть Марине Александровой, применение в этом сериале нашлось, правда не в ОББ на аттестованной должности криминалиста, но то же роль неплохая. Крутая уголовница Люська, ее амплуа - убийство с помощью колюще-режущих предметов. Взгляд то, взгляд то какой суровый, вот прям щас резать начнет.
Но главный герой в этом сериале не Смоляков, там он какой-то не очень активный, может силы для девятого сезона "Майора Черкасова" берег, главный герой там капитан ОББ, прям как Глеб Егорыч Жеглов, Александр Сазонов в исполнении Александра Горбатова. На мой личный взгляд Горбатов это настоящий народный самородок в стиле Николая Крючкова, Бориса Андреева и Георгия Юматова.
В общем, такой для Андрея Игоревича и Марины Александровой транзитный вариант от одного "черкасовского" сезона к другому.
Эпопея про "Капитана Америку" "Майора Черкасова" никогда не отличалась правдоподобием и хоть каким-то отношением к реальной жизни. Сезон от сезона мог отличаться только уровнем фантазии авторов фильма. Где-то они фантазировали в рамках приличия, а где-то их несло не по-детски. Первые два сезона еще имели под собой минимальную документальную основу - "дело Мосгаза" и "дело Тоньки-пулеметчицы", но потом все понеслось по волнам альтернативной памяти авторов фильма.
Но вот настал этот момент - Ивану Петровичу Черкасову уходить на пенсию. Сколько ему лет - это тщательно скрывается, но пора. И получился у Ивана Петровича такой "дембельский акккорд", что мама не горюй. Авторы фильма решили сыграть на все деньги, от души, и особо не парясь.
Получите наше российское "Молчание ягнят" с Клариссой Старлинг и доктором Ганнибалом Лектором, а так же и кое-что помельче из "Подпаска с огурцом" (это одна из серий "ЗнаТоКов").
Кто фанат этой франшизы и еще не видел последнего сезона, дальше можете не читать, чтобы не упрекать автора в том, что тот рассказал содержание, хотя все содержание этого потока сознания авторов фильма пересказать невозможно. Дальнейшее описание - для тех кто уже видел, или же не будет смотреть.
Начинается фильм прямым цитированием "Молчания ягнят". Ачетакова, фильму уже больше 30 лет, старики забыли, а молодежь и не смотрела. Почему бы нет.
1981 г. в ИТК-3 особого режима, расположенную во глубине сибирских руд, а именно в Красноярском крае, приезжает молоденькая ученая-психиатр из Москвы, Ермолова Мария Андреевна, хочет она пообщаться со спецконтингентом на почве ее научного изыскания или как это называется - полевого исследования.
А спецконтингент тут не простой. Тут авторы отходят от американского первоисточника и полетели по волнам своей альтернативной памяти. Сидят в этой колонии строго засекреченные зэки, у них нет ни имени, ни фамилии, только номер. Это те, кого приговорили к смертной казни, но по какому-то секретному Указу отправили вкалывать на урановые рудники, чего рабсиле пропадать, пусть кайлом уран добывают, все равно им помирать. А еще в советском народном фольклоре смерников могла отправитт на медицинские опыты или для тренировок спецназа в качестве "куклы". Но с ураном больше пользы народному хозяйству. Больше трех лет никто не выживает. Но вот тот к кому приехала Маша, тот протянул уже 20. Типа, маньяк-убийца. В натуре какой-то Монте-Кристо или аббат Фариа. Но никак не доктор Лектор.
Опять тут сэкономили на консультантах. Никакой ИТК-3 в Красноярском крае не было, а тем более с урановыми рудниками. Была там зона особого режима для особо опасных рецидивистов, так зэки там гранит кайлили, а не уран. И одежка у них должна быть полосатая и, кончено же, стриженные под ноль и бритые как коленка.
Вот сейчас скажут - чего до этой мелочевки докопался.И ведь верно, в принципе это не так и важно, так как мы смотрим комикс, хотя и написано, что детектив-триллер из прошлой жизни. А вот, если бы честно написали, что это типа "марвелловский" комикс, то стал бы его кто-нибудь смотреть?
А вот это Кларисса Старлинг, она же Маша. Сразу видно, что у человека не все дома.
У Маши, как и у Клариссы есть свой скелет в психике. В детстве ее отец на глазах у Маши убил мать. И смог как-то выкрутиться. Маленькой Маше следствие не поверило. Вот с тех пор ее мучают головные боли и психотравма с воспоминаниями об убийстве. Она хочет понять что же это за люди эти маньяки-убийцы. Может легче станет. Понять - простить.
И пока Маша с номерным таинственным зэком ведет задушевные разговоры за жизнь, в это время майор Черкасов в Москве ловит очередного маньяка. Да не простого, а такого продуманного. Все жертвы убиты ударом финки и лица у них такие спокойные и просветленные. И еще маньяк оставляет вот такой знак. "Черная кошка" кота черного рисовала, но время движется и вот перед нами уже такой знак.
Авторы фильма не дают в фильме комментариев в отношении этого знака. И майор Черкасов особо не интересуется. Ну, знак и знак, нарисовали, значит надо. А знак то не простой, а масонский. Глаз в треугольнике - такой и на американской долларовой купюре изображен, это у масонов знак Всевидящего Ока, то ли бога, то ли дьявола. А меч означает возмездие. То есть то ли бог, то ли дьявол карает жертву.
И ведь какой тут мог бы развиться сюжет с масонами, шпионами и прочими сионистами. Время то 1981г., во главе КГБ Юрий Владимирович Андропов, тоже, как пишут, еврейских кровей. И нет ли тут жидомасонского заговора, чтобы поставить у власти Андропова, а после и Горбачева? А там и до развала страны недалеко.
Но нет. В который раз убеждаюсь, что первые пара серий, что до съемочного периода написаны, еще более или менее, а потом все рисуется на коленке, кто во что горазд, и фильм идет самотеком, куда не понятно и до того все запутывается, что приходится в последней серии рубить все концы и отдавать швартовы пока не потонули.
Следует отметить, что такие герои фильма, как опера из "черкасовского" одела Гаркуша, Осадчий, Соня Тимофеева себя для авторов фильма уже морально изжили и морально устарели. Уже неактуальна жена Черкасова Маргарита, его сын Славик. Начальник Черкасова генерал Саблин и его зам., он же зять Никита Пожидаев, который тоже уже лет как двадцать застрял в подполковниках. Все эти герои обретаются где-то на периферии сюжета в качестве живой декорации.
Но зато на арену выпустили свежее мясо. Майор Ковалев (прям как у Гоголя). Он переведен из Министерства в отдел Черкасова с прицелом стать начальником после ухода Ивана Петровича на пенсию. Играет его Андрей Мерзликин.
Во какой взгляд, на три метра под землю все видит. Одет по моде. Вельветовый пиджак, джинсы. Перед этим был в командировке в Марселе по обмену опытом. Нахватался передовых знаний. У него есть компьютер, полиграф, кассетный портативный магнитофон. Вот занесет он все показания по делу в компьютер, тот подумает и сразу скажет кто убийца. А потом на полиграфе закрепим.
Правда, дальше авторы фильма как-то не развили эту перспективную линию, вся эта техника осталась без применения. Да и зачем. У нашей советской милиции были и сейчас есть гораздо более эффективные и экономичные средства для раскрытия преступлений - доброе слово и ПР-73, "слоник" и "ласточка". Дешево, всегда под рукой и эффективно.
Так как это комикс, то не надейтесь, что увидите как раскрывается преступление. В основном майору Черкасову приходится преодолевать трудности общения с начальством и коллегами - а кому легко, так что на оперативную работу времени просто не остается. А то что в уголовном процессе существует еще и такая фигура, как следователь прокуратуры, не говоря уже о надзирающем прокуроре, об этом авторам фильма, скорее всего и не ведомо. Зачем эти лишние персонажи, тут не знаешь куда и к кому Соню Тимофееву пристроить, Марина Александровна совсем потухшая ходит.
Зато есть полковник КГБ, который гоняет милицейских генералов и подполковников, как сидоровых коз. А те сидят и только крестятся - хоть бы пронесло. А в реальности менты тогда могли запросто запинать до смерти майора КГБ, "убийство на Ждановской" полгода назад произошло.
Вот сидят они все по кабинетам, или впустую где-то бегают. А маньяк все убивает и убивает, и знак свой масонский оставляет. Наконец, побывавший во Франции майор предположил, что это знак какой-то секты, которая зачем-то убивает людей и свой знак оставляет. А давайте мы в газете объявление дадим - граждане в Москве сектанты убивают людей и оставляют свой знак. Кто увидит этот знак звоните нам.
И ведь опубликовали, прямо сразу в "Правде". Ведь наши советские люди должны знать правду. И сразу же вал звонков от законопослушных советских граждан - то там знак увидят, то тут, а скорее всего сами их и рисуют. А французский майор все это в свой компьютер заносит, который сам и спаял, как в радиокружке Дома пионеров.
Но ведь это же "дембельский аккорд" у майора Черкасова, а он легким не бывает. И в дополнение к первому маньяку в Москве начинает действовать еще один, да какой. Наш старый знакомый.
Если интересно, можно продолжить. Как скажете. С
Сказали, что надо. Вот продолжение.