Казимир (или же Кази́меж) – литовский княжич и польский королевич, живший в XV веке.
Молодого Казимира, выходца из великокняжеской и королевской династии Ягеллонов, растили как будущего венгерского короля, которым ему не суждено было стать: он прожил лишь 25 лет, с 1458 по 1484 год, и скончался от тяжёлой болезни, вероятно, от туберкулёза.
О жизни будущего святого в миру известно не так уж много. Вот основные факты его биографии:
Казимир соблюдал обет целомудрия и в возрасте 23-х лет отказался от брака с дочерью короля Германии Фридриха III.
Современники и биографы отмечали необыкновенные набожность, скромность и благочестие Казимира, который проводил массу времени за молитвами в католических костёлах и был покровителем несчастливых людей, бедняков и калек.
Будущий святой был сыном Великого Князя Литовского и Короля Польского Казимира IV Ягеллончика, и как наследник престола, преуспевал также и в государственных делах: участвовал в походах и переговорах, а в 1481 году отец назначил его своим наместником в Королевстве Польском.
Вскоре после этого Казимир скончался, и ранний уход благочестивого и любимого народом княжича вызвал живой сочувственный отклик: о нем скорбели и прославляли его в воспоминаниях и эпитафиях.
С жизнью Казимира, его посмертной канонизацией и культом связаны несколько любопытных фактов.
Факт №1: Имя
У имени Казимир древнеславянские корни, и означает оно «примиряющий, говорящий о мире». В наше время имя не распространено, но приблизительно до XIX-XX веков это было сравнительно популярное славянское имя в Восточной Европе и даже на Руси.
Исключительность княжича Казимира состоит в том, что он – единственный известный святой с таким именем.
Факт №2: Чудеса
Святому Казимиру приписывают множество чудес, произошедших после его смерти. Достоверность этих сведений и природа «чуда» в христианстве – отдельные вопросы, однако количество таких задокументированных чудес впечатляет – их более четырёхсот.
Связаны они в основном с двумя направлениями. Это, во-первых, исцеления на могиле Казимира, и во-вторых, его помощь польским и литовским воинам на полях боёв.
В первом случае в районе места погребения будущего святого происходили не только многочисленные исцеления от тяжёлых болезней, но даже якобы воскрешения из мёртвых.
Во втором – успехи польских и литовских войск начинались с молитв Казимиру, а однажды тот в тяжелом бою явился войску в белых одеждах и на белом коне, чем поднял боевой дух солдат и помог одержать победу.
Факт №3: Канонизация и мощи
В канонизации Казимира был не только религиозный, но и политический мотив. Литва приняла крещение в 1387 году, но у неё не было «своего» святого. Естественно, что для династии Ягеллонов была выгодна канонизация выходца из их собственного рода. Казимира причислил к лику святых Папа Римский Климент VIII в 1602 году.
Когда по случаю канонизации гроб Казимира вскрыли, то обнаружили его останки в целости и сохранности, нетронутыми тленом.
Об этом утверждали очевидцы эксгумации, поэтому достоверность подобных сведений также под сомнением. Но если принимать рассказы о сохранности тела Казимира на веру, то это, безусловно, впечатляет.
Факт №4: Культ
Святой Казимир считается главным покровителем Литвы с 1613 года, когда его провозгласили патроном Великого княжества Литовского.
А с 1636 года он был объявлен небесным покровителем Литвы и Польши, каковым и считается по сей день.
Казимира также почитали в Литве как покровителя ремесленников, и в день его памяти 4 марта в Вильнюсе проходит ежегодная ремесленная ярмарка.
Факт №5: Иконография и «лишняя рука»
На иконах каноном принято изображать Святого Казимира в княжеских одеяниях и с княжеской митрой на голове, держащим в руке цветок лилии.
Один из образов святого считают чудотворным – это и есть тот самый «трехрукий» образ.
По легенде, художник в процессе его создания заметил, что правая рука Казимира выглядит слишком длинной и неестественно отведённой в сторону.
Тогда он закрасил «черновую» руку и вместо неё изобразил другую, но первая рука проступила сквозь краску и не поддавалась попыткам закрасить её снова. Также «отказалась» закрашиваться и вторая изображённая рука.
Художник принял это за знак свыше и оставил образ в том виде, в каком он отображён на картинке.
Так Святой Казимир оказался известен, помимо прочего, и своим необычным «трехруким» образом, и этот образ, пожалуй, самая заметная и выдающаяся часть имиджа святого.