Найти тему
Наталья Сычёва

Сенсорная дисфункция или «нет, не перерастет»

🧠О важном для мам и пап!

 

🧩Сенсорная система человека – это совокупность различных рецепторов нашего организма. Рецепторов множество и каждый отвечает за ту или иную информацию, получаемую от внешнего мира. 

Для комфортной работы мозг должен получать определенный уровень ответа от рецепторов. Информация от рецепторов поступает в мозг. Там информация тщательно обрабатывается и анализируется, после чего нейроны головного мозга запускают ответную реакцию. 

🛑 Если этот процесс где-то дает сбой, то развитие мозга притормаживается. Возникают проблемы в обучении и поведении, в освоении новых навыков, нарушается физическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие. ✔️Это и есть – неврологическая дисфункция/нарушение процесса сенсорной обработки. 

 

⚠️Рекомендую обратиться к специалисту, если у ребенка встречается большинство признаков, описанных ниже. 

🟢Подтвердить или опровергнуть ваши догадки смогут психолог/логопед/нейропсихолог. Чем скорее начнется работа над проблемой и коррекция, тем лучше для ребенка и его будущего.

⛔️✍️Признаки сенсорной дисфункции: 

 

✋🏻Тактильная: 

Гиперчувствительность: 

Отказ от объятий, поцелуев, различных тактильных воздействий (массаж и тп). Нежелание принимать ванну, душ, надевать одежду из грубых материалов. Равнодушие/нежелание играть в игры с песком, пластилином, слаймом, тестом, манкой. Страх испачкаться

Низкая чувствительность: 

Нет ощущения того, что испачкался, постоянное желание чего-то касаться/задевать/трогать, высокий болевой порог 

 

⚖️Вестибулярная: 

 

Гиперчувствительность: 

Избегание/отсутствие интереса к детским площадкам, каруселям, аттракционам 

Страх высоты, быстрых движений, скорости, круговых действий (кружение)

Низкая чувствительность: 

Ребенок гиперактивен, любит кружиться, постоянно бегает, прыгает, качает или дергает ногами, сидя на стуле. Любит высоту и не боится упасть. 

👣Проприоцептивная: 

 Замедленная реакция: 

Гиперактивен, ломает и крушит все вокруг, бегает и прыгает, сильно и громко топая. Любит прикосновения – сильные и крепкие обьятия, при этом сам не рассчитывает силу в игре или общении. Может быть агрессивно настроен по отношению к другим детям, грубо играть с ними, толкать или кусаться. Испытывает трудности в засыпании, во сне ворочается, просыпается. Расслабляется и засыпает под тяжелым одеялом. Может скрипеть зубами. 

Имеет сложности в оценке своих собственных сил: не может рассчитать прилагаемую силу к предмету или человеку. Не контролирует силу нажима – ломает карандаши, кисточки, рвет бумагу, когда пишет или рисует. 

Быстрая реакция: 

Плохо оценивает свое тело в пространстве – натыкается на предметы и углы, имеет неуклюжую походку и действия, спотыкается, запинается. 

👂Слуховая: 

Гиперчувствительность: 

Страх/неприязнь к громким бытовым звукам фена, блендера, пылесоса, стойкое избегание шумных мест (концерты, праздники и пр.) 

Низкая чувствительность: 

Любит создавать шум и быть окруженным им, не может сконцентрироваться при распознавании нескольких звуковых источников, плохо откликается на свое имя, часто переспрашивает. 

👅Вкусовая: 

Гиперчувствительность: 

Низкий аппетит, разборчивость в еде и нежелание пробовать новую пищу, трудности в пережевывании и глотании пищи, отказ чистить зубы вплоть до истерик 

Низкая чувствительность: 

Хороший аппетит, любит пробовать новую пищу, пищу со специями и с ярко выраженным вкусом. Имеет желание пробовать несъедобное или странное/экзотическое. Часто грызет карандаши, ручки, тетради, книжки/обложки, шарф, лямки от рюкзака и воротнички рубашек. 

👣Осязание: 

Гиперчувствительность: испытывает отвращение к тем или иным запахам, перед приемом пищи всегда нюхает ее, выбирает блюдо по запаху.

Низкая чувствительность: 

Плохо различает запахи, не реагирует на острые или неприятные 

👁️Зрительная: 

Гиперчувствительность: не любит смотреть в глаза, приходит в возбуждение, если в помещении стены и пол в ярких тонах, не любит яркий свет, легко отвлекается на зрительный раздражитель 

Низкая чувствительность: 

Путает буквы в словах, не способен оценить всю картинку целиком, а только отдельные ее детали, в школьном возрасте имеет трудности при списывании с доски или при чтении «по цепочке», в письме - теряет буквы, плохо концентрируется на движущихся объектах, имеет ограниченный объём зрительной памяти.

-2

-3

-4