Поговорим о счастье и о судьбе. Вы не против?
Сразу предупрежу, что никаких сенсаций в моём тексте не будет - ни психологических, ни тем более политических. Так что если вы торопитесь, то дальнейший текст можно не читать.
Начну.
Мы должны жить так, словно внезапной смерти не бывает. Это первая основа безмятежного существования в старости. Есть и вторая основа. Человек должен быть готов принять любой оборот судьбы.
Что я имею в виду? Например, я активно занимаюсь физкультурой. Мне это приятно. К тому же прогулка до спортплощадки и обратно хорошо вписалась в дневное расписание и стала устойчивой привычкой. Мои сверстники отговаривают меня от этих занятий. Аргументом является возможный инфаркт и внезапная смерть. Они приводят примеры своих знакомых, умерших во время спортивных занятий или после них.
Как мне реагировать?
Я для себя решил так. Последней жизненной ценностью для меня стало внутреннее умиротворение. Мне не хочется реагировать на неприятные внешние раздражители. Я стараюсь не злиться. Мне не хочется думать о плохом. О смерти - в том числе. Это создаёт новую жизненную платформу. Она в чём-то схожа с молодёжным восприятием мира. Суть её выражается так:
Если сегодня я получу удовольствие, а завтра могу умереть, то я смело пойду по этому пути.
Является ли это легкомыслием?
В чужом восприятии - возможно, в моём - нет. Я перестал рассматривать смерть как наказание за ошибку. Уход из жизни имеет другие причины, во многом неизвестные. Никто не может знать свой срок. Занимаясь физкультурой, или нет - невозможно приблизить или удалить смерть. Лишая себя удовольствия сегодня, ты можешь исчезнуть завтра с той же самой вероятностью.
Отсюда следует вывод:
Сделка с судьбой невозможна.
Например, ведя здоровый образ жизни, человек не вправе требовать от жизни бонусов в виде долголетия. Не следует мотивировать себя этим. Ибо внезапный недуг вызовет ваше бурное возмущение. Дескать, "я так старался, а меня несправедливо наказали".
Раз сделка с судьбой невозможна, как прожить последнюю свою пору необременительно? - без ощущения дискомфорта.
Мой ответ:
Следует получать от процесса жизни удовольствие.
Этот тезис не столь очевиден, как кажется. Проблема в том, чтобы понять - что такое удовольствие?
Когда я вижу раздражённого старика, я понимаю, что жизнь не доставляет ему комфорта.
Скажите, вы часто видели открыто смеющегося человека немолодого возраста? Я - редко. Но когда я это вижу, у меня складывается впечатление о комфортном состоянии души такого человека.
Столь же приятно мне видеть старика, разминающегося на спортплощадке или играющего в настольный теннис. Эти люди очевидно получают удовольствие от своего существования.
А когда со мной начинают говорить о "подлеце Горбачеве", я ухожу. Мне это перестало быть интересным. Такой разговор не вписывается в моё понимание умиротворённости.
Наверное, это самое сложное - понять, что тебе доставляет удовольствие. Похоже, многие умирают, так и не поняв этого.
Например, человек бесконечно гонится за некой целью. А когда он умирает, вдруг выясняется, что вовсе незачем было так торопиться. Цель оказалась так и не достигнутой, но небеса не свалились на Землю. Скорее всего, выбранная цель оказалась химерой.
Ложные приоритеты - вот истинное наказание старика.
Этим тезисом я хочу возразить тем, кто упрекнёт меня. Якобы, мой призыв к поиску удовольствий приведёт к обратному результату. Самый простой пример - человек ради сиюминутного удовольствия обопьётся пивом и помрёт от переизбытка жидкости в желудке.
Да, такое возможно. Более того, подобный исход типичен. Но какой вывод следует из этого сделать?
Дам свой ответ. Если любитель пива умер в хорошем настроении и не стал обузой для окружающих, то ради бога. Вероятно, в его координатах это вполне достойное завершение жизни.
Хуже, если такой сибарит перед смертью пять лет страдал от цирроза печени и надоел всем своими мучениями. Тут я сделаю однозначный вывод - человек выбрал себе ложный приоритет.
Есть другая сторона такой ситуации. Умиротворение предполагает готовность принять любой оборот судьбы без ропота. Надо быть готовым к этому.
Скажем, будучи физкультурником, меня разбивает инсульт. Тьфу-тьфу! Я конечно не зарекаюсь, но мне кажется, что я окажусь способен и в той ситуации сохранить минимальный уровень психологического комфорта. По крайней мере, я очень надеюсь не озлобиться.
Да, сделка с судьбой невозможна. Мы не имеем права ставить условия и требовать вознаграждения. В наших силах лишь сохранить внутренний душевный комфорт при любых внешних обстоятельствах.
Интересно будет проверить.
Старость не за горами.