Мой прадед, Андрей Данилович Бодров, жил в небольшой деревне Кудрешки, которая принадлежала в далеком прошлом родителям декабриста Михаила Бестужева-Рюмина, казненного царем Николаем I за участие в восстании против самодержавия. Эта деревушка находилась и сейчас находится в десяти километрах от города Богородска в сторону Ворсмы. В центре деревни находится большой пруд который местные жители называют Барским. Почему? Потому что на его берегах была расположена усадьба барина, помещика, Место было очень красивое и живописное : радовали глаз громадные пихты и лиственницы , а среди этой зелени ярко выделялись аллеи желтеющих акаций.
Прадед мой был крепостным, как и все жители Кудрешек . Именно руками крепостных был построен посреди пруда искусственный островок, на котором росли декоративные деревья и кустарники. Усадьбу Бестужевых впоследствии купил помещик Краснопольский, тайный советник и генерал в отставке. Он приобрел его незадолго до отмены крепостного права. Прадед рассказывал моему отцу ,что генерал был полный высокий мужчина с холодным взглядом и недоброй усмешкой на лице . Жена его тоже была полной, она вечно болела . Их единственный сын , Станислав , служил в кавалер – гардском полку, недалеко от Москвы и изредка наезжал к родителям за деньгами ,так как был отчаянный кутила и мот . В своих письмах он просил денег еще и еще .
Краснопольские жили в роскошном особняке , обставленном дорогой мебелью . Возле господского дома находились многочисленные постройки : погреба , конюшни ,флигель для гостей , жилье для челяди . У господ Краснопольских была знаменитая на всю губернию оранжерея из стекла и кирпича . Чего здесь только ни росло! Лимоны, апельсины, виноград, диковинные цветы, декоративные кустарники. За ними ухаживал садовник. Территория сада была отделена от деревни глубоким рвом и высоким забором.
Деревенские мальчишки часто бегали к помещичьему саду , но их отпугивали огромные меделянские псы , гремящие цепями и лающие на всю округу. После отмены крепостного права помещик и его семья продолжали жить на широкую ногу. Краснопольский увеличил штат прислуги, выделил приказчиков , которые загоняли крестьянский скот на конюшню и не выпускали , пока хозяин не заплатит штраф за потраву . У мужиков денег не было , поэтому им приходилось бесплатно отрабатывать провинность на полях барина. Некоторых бедняков он наказывал розгами – у него даже среди дворни был палач , по прозвищу Секач , который сек людей по приказу помещика . Мужики прозвали усадьбу « осиным гнездом « и старались обходить ее за версту . Прислуга тоже , по примеру барина , не гнушалась ничем , даже чужих кур , случайно зашедших на барскую землю , они стреляли из ружья и несли на кухню в качестве поживы .
Мой прадедушка , Андрей Данилович , тоже пострадал от самодура – помещика . Это был веселый , крепкий мужчина с озорными зелеными глазами ..Он славился своей силой, всегда выходил победителем из кулачных боев , а когда однажды проезжавшая городская карета с сидящей в ней разнаряженной барыней застряла посреди деревни в огромной луже , то позвали Андрея Даниловича . Он , осмотрев место , закатал портки , снял лапти , вошел в лужу и , потянув за оглобли , выволок карету на сухое место .Барыня восхищенно воскликнула : « Богатырь , настоящий русский богатырь ! « и дала ему серебряный рубль . Прадедушка очень любил охоту . Рано утром, пока деревня спала непробудным сном , он шел охотиться на зайцев и уток , ставил капканы и силки .Семья у него состояла из восьми человек , и охота помогала ему кормиться .
Если ничего не попадалось, приходилось перебиваться на овощах , иногда и хлеба не было . Кроме охоты, он еще занимался овцами . Они давали и шерсть , и мясо , мало требовали корма . Прадед их очень любил , старательно ухаживал за ними , маленьких кудрявых ягнят расчесывал , играл с ними, косил им свежую траву , ежедневно чистил загоны . Но однажды случилась беда . Утром он выпустил овец гулять и попросил приглядеть за ними внука Колю . Но мальчик отвлекся и овцы оказались на конюшне помещика . Андрей Данилович пошел к Краснопольскому , но как ни просил , как ни умолял, овец тот не отпустил, стал кричать и ругаться , а потом , придя в ярость, схватил ружье , стоявшее на веранде, выстрелил в прадеда . Он попал ему в руку .На шум выстрела сбежались люди , даже барыня вышла из своих покоев , но , увидев кровь , упала в обморок . Бодров тоже вышел из себя , и , зажав здоровой рукой рану , побежал к своему дому , схватил свое охотничье ружье и бросился к усадьбе . Жена схватила его за рубаху и в голос заплакала : « Андрей , Христом Богом прошу не надо, правда все равно на его стороне будет , а тебя в Нижний , в острог увезут , а как мы без тебя ? По миру пойдем!» Андрей Данилович оглянулся и увидев полные слез глаза детей, Остановился «Ведь восемь ртов , с голода помрут…» И, переломив гнев ,вернулся в избу . Прабабушка моя , Марья , перевязала ему руку чистой тряпицей . Но злоба на помещика осталась . Обиженных и оскорбленных крестьян было в деревне много и все старались отомстить ненавистному самодуру . Кто-то ночью перестрелял сторожевых собак , хозяйство постепенно приходило в упадок .Краснопольский заплакал, увидев убитых собак ,а потом и вовсе ко всему охладел .Прислуга , заметив его апатию ,начала безбожно воровать , крестьяне стали совершать набеги на сад и оранжерею .Вскоре помещик и вовсе перестал выходить из особняка и к нему пропускали только горничную да камердинера .
Поздней осенью в усадьбу приехал Станислав , одетый в мундир с золотыми погонами Он проехал по лесам и полям , осмотрел хозяйство , пришедшее в упадок, и стал убеждать отца продать все земли а самому переехать в Москву . Генерал долго не соглашался с предложением сына , но потом , выслушав все доводы , согласился .
Наутро всех крестьян оповестили , что Краснопольский продает свою землю и предлагает им купить ее сообща , то есть – обществом .Крестьян обрадовало это известие , а особенно то, что рядом с ними не будет злобного монстра- помещика . Они назначили своим уполномоченным грамотного крестьянина из соседней деревни Убежицы , Ивана Павловича Шаламаева , который вел переговоры с барином .
Вскоре Краснопольские уехали и в Кудрешках воцарились мир и покой .
Я прочитала дневниковые записи моего отца , Бодрова Алексея Ивановича , и мне захотелось побывать на родине моих пращуров . В солнечное сентябрьское утро я доехала до села Алешкова , потом прошла пешком через поле и очутилась в Кудрешках . Остановилась на краю –осмотрелась .Улица расположена полукругом , как раз по берегу пруда. Дома хорошие , добротные , много новых , наверное , дачники городские построились . Барский пруд зарос осокой , стал меньше , но вековые дубы , пихты по-прежнему окружают его как бессменные часовые .
Я направилась к женщине , набиравшей воду из колодца , чтобы спросить , где живет Алмазова Лидия Анатольевна, бывшая ученица моего отца . Женщина показала мне маленький домик и скоро мы встретились . Лидия Анатольевна – оказалась очень приветливой . Мы пили с ней смородиновый чай с вареньем , а потом прошли по деревне и она показала мне место , где был дом моего отца . Она захотела проводить меня до автобуса и по дороге рассказывала , что много лет присматривала за бывшей усадьбой , вспоминала о годах учебы .Я была удивлена , сколько энергии и силы в этой хрупкой старушке ! Проводив меня , она снова пошла в Кудрешки , а я поехала снова в город , чрезвычайно удовлетворенная тем , что побывала на родине своих предков .