Найти тему
Т-34

Маринеско

В ПРЕДВОЕННЫЕ годы едва ли не самым популярным видом спорта на флоте был бокс. Считалось, особенно среди курсантов военно-морских училищ, что бокс, так же как плавание, шлюпочные и парусные гонки, чисто флотский вид спорта. Любили бокс и подводники. Наставниками у нас были прославленные мастера кожаной перчатки, чемпионы Советского Союза. Мне особенно запомнился Щупак — он и познакомил меня с чудесным одесситом Александром Маринеско.

— Ты на его кулаки не гляди, — сказал Щупак, знакомя меня с худощавым, высоким военным моряком. — Ты в глаза посмотри. От глаз его не укроется ни одна оплошность, ни одно слабое место в твоей подготовке.

Щупак проставил оценки в классном журнале, захлопнул его, отдал старшине класса и шутливо закончил:

— Я, наверное, если бы чуток помоложе был, одесситом стал бы... А так уже до конца дней своих останусь ленинградцем.

— А я вот стал ленинградцем. Придется привыкать к Балтике, — сказал Маринеско.

— Что ж, — заметил Щупак, — Думаю, что на ближайшем первенстве Ленинграда быть тебе чемпионом в среднем весе.

Не сбылись слова Щупака — подводная лодка, на которой Александр Маринеско плавал штурманом, ушла в море. Чемпионом Ленинграда в этой весовой категории стал ученик Маринеско курсант последнего курса училища Саша Иванов.

— Быть тебе, Маринеско, чемпионом Балтики. — сказал потом Щупак. — Если Саша Иванов стал чемпионом Ленинграда, сам бог морей Нептун поможет тебе стать чемпионом Балтики.

— Только не по боксу, — ответил Маринеско. — Забот побольше у меня теперь...

— Ну, раз перешел на стихи, судьям ясно, — сказал Щупак. — На лодку сватают?

— Уже командую, — ответил Маринеско.

— Топи, друже, фашистов, где ни встретишь. Акул, да покрупней, под твои торпеды, Александр Иванович! — сказал Щупак.

Слова его стали пророческими.

-2

ВСЕСТОРОННЕ развитый, отличный штурман Маринеско был назначен командиром подводной лодки М-96. Молодой командир «малютки» (так называлась эта серия подводных лодок) в короткий срок по боевой и политической подготовке вывел экипаж своего корабля в самый передовой на флоте.

Торпедные стрельбы — только на отлично. Подводная лодка под командованием Маринеско бьет все рекорды по срочности погружения. Блестящий боксер, Александр Маринеско знал цену каждой секунде в любом соревновании. А поединок предстоял серьезный. С наглым и вышколенным противником — гитлеровскими подводными лодками.

Великую Отечественную войну подводная лодка М-96 под командованием капитан-лейтенанта Маринеско встретила в море. Учебный поход стал боевым.

— Отныне все наши действия должны ограничиваться секундами, — говорил командир личному составу. — Вырвем у врага секунды — мы его потопим. Упустим врагу секунды — нам лежать на дне морском. А Родина послала нас с вами не умирать, а побеждать.

Крепко любили подводники своего молодого, но опытного и находчивого командира. Не так давно вместе с ними строил капитан-лейтенант стадион на базе. Строго по чертежам, которые достали в институте физкультуры имени Лесгафта, сооружали ринг для боксеров, даже примеряли перчатки... Любили подводники своего командира за справедливую требовательность и отличное знание морского, особенно подводного, дела.

Шел второй год войны с фашистской Германией, а еще ни один вражеский корабль не заходил на позиции М-96. Но вот 14 августа 1942 года «малютка», находясь на боевой позиции в районе маяка Поркаллан-Каллбода, встретила группу вражеских кораблей. Большой транспорт и две шхуны шли под охраной трех сторожевых катеров.

На лодке прозвучал сигнал боевой тревоги. Маринеско выбрал для атаки транспорт. Безупречно рассчитав курс атаки, капитан-лейтенант произвел торпедный залп. Долго тянутся секунды с момента выстрела до взрыва торпед у корпуса вражеского корабля... Наконец, глухой взрыв отчетливо донесся в отсеки подводной лодки. Маринеско потопил фашистский транспорт водоизмещением 7 тысяч тонн. Катера сопровождения бросились преследовать подводную лодку. Со всех сторон стали рваться глубинные бомбы. Капитан-лейтенант, умело маневрируя, непрерывно меняя курс и глубину погружения, уклонялся от бомбовых ударов до тех пор, пока не оторвался от преследователей.

Наградной лист о представлении к ордену Ленина капитан-лейтенанту Маринеско Александру Ивановичу, командиру подводной лодки «М-96» 5-го дивизиона подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота. Приказ подразделения № 57 от 03.09.1942. Источник: pamyat-naroda.ru
Наградной лист о представлении к ордену Ленина капитан-лейтенанту Маринеско Александру Ивановичу, командиру подводной лодки «М-96» 5-го дивизиона подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота. Приказ подразделения № 57 от 03.09.1942. Источник: pamyat-naroda.ru

В конце 1942 года Маринеско получил орден Ленина за то, что в очень сложных условиях скрытно подошел на своей «малютке» к занятому фашистами берегу и высадил группу разведчиков, а 19 апреля 1943 года капитан 3-го ранга Маринеско вступил в командование подводной лодкой С-13. Друзья Александра Ивановича подшучивали над ним:

— Неудачно вышло с нумерацией... Да и субмарина твоя не плавающая...

Маринеско отмалчивался. Ничего не скажешь, когда твой корабль стоит на ремонте и модернизации в Ленинграде... 1 октября 1944 года вышел в свой первый боевой поход на С-13 Александр Маринеско. «Занять позицию в районе Данцигской бухты», — гласил приказ командования.

9 октября 1944 года штурман записал в вахтенном журнале С-13: «Обнаружен транспорт. 7 тысяч тонн, идущий в Данцигскую бухту с включенными огнями».

Было это на рассвете. Сначала Маринеско увидел с правого борта огни, а вскоре на серебристой лунной дорожке стал вырисовываться силуэт большого корабля.

— Боевая тревога! — скомандовал Маринеско.

Командир подлодки принимает решение ударить по кораблю врага тремя торпедами с расстояния восемьсот метров. Все рассчитано правильно. Три легких толчка подтвердили, что три торпеды успешно вышли из носовых торпедных аппаратов. Не учел Маринеско, да и не мог учесть, только одного: фашистский капитан, видно, оказался матерым морским волком, потому что, заметив едва видимый след торпед, резко застопорил ход транспорта, и три торпеды прошли мимо, всего в нескольких метрах от форштевня корабля. Отличному штурману Маринеско нужны были считанные секунды, чтобы подправить боевой курс лодки и ударить по фашисту четвертой торпедой. Но опытный капитан фашистского транспорта вновь ловко увернулся, включив машины на самый полный ход. Четвертая торпеда, выпущенная Маринеско, прошла за кормой...

— Оба дизеля самый полный вперед! — спокойно, с металлическим накалом в голосе командует Маринеско.

Лодка стремительно рванулась вперед, в погоню за удиравшим в Данцигскую бухту фашистом.

— Артиллерийская тревога! — металл в голосе Маринеско с каждым словом твердеет. — По фашистскому транспорту — огонь!

Орудия подводной лодки посылают по врагу первые снаряды. И вдруг транспорт стал яростно отстреливаться из четырехствольного артиллерийского автомата. Враг оказался не только опытным, но и отлично вооруженным.

Выучка советских подводников победила — уже со второго залпа стомиллиметровый снаряд попал в капитанский мостик транспорта, где находилась установка. С лодки еще несколько снарядов попадает в транспорт, следуют взрывы, потом корабль запылал, ярко освещая бухту и, наконец, осев на корму, затонул.

11 ноября лодка возвратилась на базу. Здесь командир бригады подводных лодок контр-адмирал С. В. Верховский вручил членам экипажа ордена и медали. Командир лодки капитан 3-го ранга Александр Иванович Маринеско был награжден первым орденом Красного Знамени.

Наградной лист о представлении к ордену Красного Знамени капитану 3-го ранга Маринеско Александру Ивановичу, командиру подводной лодки «С-13» 1-го дивизиона подводных лодок бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота. Приказ подразделения № 138 от 21.11.1944. Источник: pamyat-naroda.ru
Наградной лист о представлении к ордену Красного Знамени капитану 3-го ранга Маринеско Александру Ивановичу, командиру подводной лодки «С-13» 1-го дивизиона подводных лодок бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота. Приказ подразделения № 138 от 21.11.1944. Источник: pamyat-naroda.ru

ВСЕ дальше на запад откатывалась под ударами Советской Армии фашистская чума. В Восточной Пруссии, в районе Данцига, была окружена и прижата к морю огромная Курляндская группировка гитлеровских войск. Фашисты морем пытаются вырваться из окружения. Все приморские города до отказа забиты гитлеровскими войсками и боевой техникой. По личному распоряжению Гитлера гросс-адмирал Дениц готовит к эвакуации из Данцига высшую школу подводного плавания. В Готенхафене (так фашисты называли захваченный Польши порт Гдыню) стоял под погрузкой огромнейший океанский лайнер «Вильгельм Густлов» — самое крупное пассажирское судно Германии водоизмещением свыше 25 тысяч тонн. Длина корабля достигала 208 метров, на нем было 9 палуб.

В январе 1945 года капитану лайнера было приказано взять на борт и перевезти на запад, в Киль, четыре тысячи человек. Это почти в три раза превышало пассажиро­вместимость судна. В действительности же на корабль набилось свыше шести тысяч гитлеровцев, и среди них — больше четырех тысяч высококвалифицированных подводников, самый что ни на есть цвет подводного флота фюрера. Ими предназначалось укомплектовать 70 экипажей подводных лодок. Поэтому для обеспечения безопасности перехода лайнера морем высшее командование гитлеровского военно-морского флота выделило усиленную группу кораблей охраны.

В окружении нескольких рядов кораблей конвоя лайнер вышел из гавани 30 января 1945 года.

О скоплении фашистских войск в портах Данцигской бухты Маринеско знал. Более двух недель крейсировала С-13 в широкой Данцигской бухте, ожидая крупных судов врага. 30 января 1945 года около двадцати часов гидроакустики доложили о далеком шуме винтов. Проложенный штурманом на карте акустический пеленг показывал, что шумы принадлежат кораблям, выходящим из Данцига или Гдыни и направляющимся на запад.

Маринеско повел лодку на сближение с обнаруженной целью. Скоро среди многошумной разноголосицы корабельных винтов стал отчетливо прослушиваться шум винтов большого корабля. Потом на горизонте показались проблески огней. Это были плохо затемненные огни кораблей конвоя.

— Боевая тревога! Изготовить торпедные аппараты к выстрелу! — приказал Маринеско.

Он решил атаковать конвой с надводного положения — в ночное время обзор поверхности моря через перископ подводной лодки ограничен. Внимательно выбирая цель для атаки, Маринеско сквозь снежную мглу увидел силуэт огромного лайнера. Подобного такого корабля командиру подводной лодки еще не приходилось встречать. Потопить! Не дать гитлеровцам уйти! Но атаковать такую цель при сильном охранении очень сложно.

И тогда Маринеско прибегает к дерзкому маневру. На максимальном надводном ходу, используя ночную темень и снежную мглу, он обходит конвой сзади, а затем, перейдя на другой борт, сближается с главной целью со стороны берега. Маринеско ведет лодку между кораблями конвоя и берегом на параллельных курсах. Гитлеровцы твердо уверены, что опасность для них существует только со стороны моря, все внимание их службы наблюдения сосредоточено на правый борт, в сторону моря.

При таких условиях Маринеско «притапливает» лодку, переходит из крейсерского положения в позиционное. На поверхности остается только рубка. Гитлеровцы и допустить не могли, что их так дерзко преследует советская подводная лодка, к тому же в надводном положении да еще со стороны берега. Ни в одном учебнике тактики фашистские подводники и командиры кораблей охранения такого не изучали. Даже когда на одном из немецких кораблей заметили рубку лодки, ее приняли, видимо, за катер, на которых в то время удирали в западном направлении гитлеровские вояки. И все же с вражеского корабля в сторону лодки заморгал сигнальный прожектор.

Сигнальщик ответил на запрос фашистского корабля немецким опознавательным сочетанием, увиденным в начале маневрирования лодки среди конвоя, которое передавали с одного из вражеских кораблей. А в это время Маринеско выровнял лодку с лайнером. Дистанция до морского гиганта не превышала пятисот метров. Еще ни одному подводнику в мире не приходилось так удачно выходить, на такую отличную, нет — сверхотличную цель...

Маневрирование с выходом на боевой курс Маринеско провел великолепно, и в 23 часа 08 минут ударил по лайнеру залпом из четырех торпед. А через тридцать секунд раздались один за другим три сильных взрыва. Над фашистским морским гигантом бушевало огромное пламя, освещая все корабли конвоя. Зарываясь носом, с большим креном на левый борт. «Вильгельм Густлов» быстро погружался в море.

Десятки прожекторов зашарили лучами по морской поверхности. А командир С-13 увел лодку на глубину, нырнув прямо под фашистский конвой, чтобы шумы винтов подводной лодки растворились в шуме множества винтов гитлеровских кораблей.

Четыре часа ожесточенно преследовали фашисты лодку Маринеско. Более двухсот глубинных бомб разорвалось над лодкой и вокруг нее. Оторвавшись от вражеских кораблей. Маринеско всплыл и под покровом ночи на самом полном ходу ушел в море. У кромки своей боевой позиции погрузился и лег на грунт.

Известие о потоплении морского гиганта и гибели многих тысяч отборных фашистских головорезов облетело весь мир. А когда Гитлеру доложили о том, что советская подводная лодка потопила «Вильгельма Густлова» и что вместе с лайнером погибло до шести тысяч фашистов, фюрер приказал расстрелять командира конвоя, сопровождавшего лайнер. В Берлине, так же как и после разгрома под Сталинградом, второй раз за войну объявили трехдневный траур.

А Маринеско уже в ночь на 10 февраля 1945 года обнаружил на позиции крейсер в охранении двух миноносцев. Выстрелив по крейсеру двумя торпедами, потопил его. Но глубокой ночью трудно определить тип корабля. Возвратившись в Турку, подводники узнали, что потоплен был не легкий крейсер, а крупный военный транспорт «Генерал Штойбен» водоизмещением 14 660 тонн. Транспорт вывозил из района Кенигсберга и Пиллау 3600 солдат и офицеров. Кораблям конвоя удалось спасти всего около трехсот фашистов. Остальные пошли ко дну. За один боевой поход Александр Маринеско уничтожил почти 10 тысяч гитлеровцев — целую дивизию военных и военно-морских специалистов. Это был, беспримерный подвиг. Весь экипаж подводной лодки С-13 получил правительственные награды. Лодка стала Краснознаменной. На груди Александра Маринеско засиял второй орден Красного Знамени.

Вспоминая прищуренный, внимательный взгляд умных глаз ныне покойного уже Александра Маринеско, невольно думаешь, что только в трудных морских походах, в спорте смог приобрести хладнокровие и железную выдержку, спокойствие и находчивость, умение быстро ориентироваться в сложнейшей боевой обстановке этот человек удивительно яркой жизни и беспримерного подвига.

П. СИМОНОВ (1972)

☆ ☆ ☆