Я уже рассказывал об особенностях HR-консалтинга в России и о том, как найти себе адекватных консультантов. Сейчас, в кризисные времена, эта тема особенно актуальна — грамотный анализ неоднократно вытаскивал и будет вытаскивать бизнес из самых глубоких ям.
Мои статьи были посвящены тем, кто собирался воспользоваться посторонней помощью для решения бизнес-проблем, и тем, кто решил сменить сферу деятельности. Нынешний пост также ориентирован на самих консультантов, конечно же, начинающих. Будем разбираться, какие трудности вас ждут при выходе на рынок, если вы решили открыть свое HR-консалтинговое агентство или же податься на вольные хлеба.
Итак, рассказываю об основных проблемах HR-консалтинга в России.
Реакция рынка на кризисы
Самая главная проблема консультантов в том, что к ним обращаются чаще всего в спокойные времена. А в кризис компаниям нечем платить за услуги HR консалтинга. Вообще, во времена геополитических и экономических потрясений консалтинговый рынок проседает в первую очередь.
Что делать в такой ситуации, чтобы самим не провалиться в общую яму и вытащить других?
Создайте готовые антикризисные предложения, которые будут действенны в большинстве ситуаций для большинства отраслей. Такие пакеты услуг должны содержать проработанный план по переквалификации персонала или осторожному, грамотному сокращению штата, передаче некоторых услуг на аутсорс или возможному кредитованию бизнеса. Так вы сможете сэкономить собственные усилия и время и предложить клиенту хороший вариант решения проблемы по низкой цене.
Низкая квалификация и малая вовлеченность представителей HR-консалтинга
Уровень консультантов из регионов и той же Московской области заметно различается. Поэтому при работе с региональной компанией, головной офис которой находится в Москве или Санкт-Петербурге, могут возникнуть недопонимания. Чтобы такого не происходило, необходимо ликвидировать разницу в профессиональном уровне. Для этого следует непрерывно повышать квалификацию сотрудников консалтинговой компании, организовывать обмен опытом, стараться расширять географию своего присутствия и в целом ориентироваться на столичные представительства.
Маленькие бюджеты на управление персоналом
В большинстве компаний на вопросы по управлению персоналом бюджет закладывается по остаточному принципу. Работа HR хоть и эффективна, однако часто незаметна для руководящего состава. Консультанту в данном случае придется донести до руководителя ситуацию и уговорить его выделять достаточную сумму на функционирование HR-отдела.
Что для этого нужно? Во-первых, консультант должен обладать переговорными навыками на хорошем уровне. Во-вторых, слова следует подкреплять аргументами, а значит, специалист должен быть финансово грамотным и разбираться в тонкостях бизнес-процессов. Перед встречей с руководством компании нужно заранее продумать разговор и отработать возможные возражения. Потому что некоторые сложности, как ни крути, без денег разрешить не получится.
Конкуренция
Ну и конечно, одной из проблем HR-специалистов в консалтинге является конкуренция. В последнее время в отрасль (также, как и в ИТ) хлынуло огромное количество желающих сменить профессию или направление. Борьба идет практически за каждого клиента, за каждую компанию.
Чтобы повысить конкурентоспособность, необходимо иметь или оригинальные достоинства, которых нет у других консалтинговых организаций, или занять редкую нишу. Узкая специализация станет отличным выходом из ситуации. Так в свое время поступили и мы — теперь работаем преимущественно на ИТ-направление.
Предубеждения
Когда человек обращается к психологу, ему нередко приходится переступать через многие предубеждения — в частности, распространенное мнение о том, что большинство психотерапевтов просто выкачивает деньги. Аналогичная проблема процветает в консалтинге, особенно в сфере HR. Во время первой встречи консультанту приходится для начала разъяснять клиенту, в чем заключается его работа, какой эффект она даст. Некоторые начинают оправдываться, словно их подозревают в мошенничестве. Это неправильная позиция. Доказать свою нужность, свой профессионализм можно только экспертностью. Если клиент увидит, что вы разбираетесь в вопросе, он будет вам доверять. Так как любой бизнес имеет свою специфику, прокачать экспертность быстрее и проще всего можно, если выбрать конкретное направление и работать исключительно по нему.
Верьте в себя, следуйте перечисленным правилам, и все получится! С вами был Антон Дурнецов, руководитель кадрового ИТ-агентства международного уровня.