Найти в Дзене
Времена

"Треугольники" жизни. Судьба солдата в письмах с фронта

Солдатские письма — реликвия военных лет, которая хранит судьбы людей. Конвертов не хватало, и с фронта приходили письма-треугольники. Эта история о красноармейце, письма которого до сих пор хранят воспоминания о нём, и о страшном событии, перевернувшем его жизнь.

-2

1924 год. В семье священнослужителя протоиерея Крестовоздвиженской церкви г. Иркутска Иоана Григорьевича Брызгалова и Феодосии Васильевны Брызгаловой родился четвёртый ребенок — Евгений Иванович. У него было два старших брата Федор и Анатолий, и старшая сестра Фелицата, два младших брата-близнеца Иван и Михаил умерли в младенчестве.

«Выход» в самостоятельную жизнь

Незадолго до войны совсем юный Евгений Брызгалов решает покинуть родной дом и начать самостоятельную жизнь. Живёт Евгений в Серове со старшим братом Анатолием, работает на заводе: мозоли на руках, погрубевшая кожа, рубаха, которая месяцами не просыхает от пота. В свои 17 лет Женя невероятно силён духом.

1 июня 1941 года юноша пишет письмо домой, в котором объясняется с родными, рассказывает о причинах ухода из дома и о своём решении поступить в техникум. «Я знаю, как трудно сейчас быть студентом и всё же я сделаю попытку. От тебя я, папа, ничего не требую. Пусть это будет моя первая попытка жить самостоятельно. Я знаю, что ты отнесешься к ней, как к очередной моей глупости. Но именно так требуется ставить вопрос теперь, в такой обстановке», — говорит Евгений в своем письме. Молодой парень мечтал о поступлении в техникум, о будущем, но судьба распорядилась иначе…

Судьба предрешена

17 апреля 1943 год. Война идёт полным ходом. Евгений вновь пишет письмо родным…Он рассказывает о призыве в армию, о своей учёбе в 1 Ростовском артучилище, куда его перевели. «Учимся по 9 часов и 3 часа самоподготовки. Это не так уж трудно, на фронте, конечно, труднее».

Ни капли страха в его почерке, все та же юношеская робость… Молодой Евгений рассказывает семье о болезни желудка, и о том, как уже 2 раза лежал в госпитале. «Жизнь моя вообще ничего, получаю 700 гр. хлеба, масло, сахар. Только нет махорки. В общем курсантский паёк».

-3

Война не щадит никого

6 мая 1943 год. Война продолжается. Евгений уже почти год, как служит в армии. Юноша стал солдатом — мужественный, сильный, способный пережить многое. В своём письме сестре Евгений Брызгалов впервые рассказывает, как тяжело ему пришлось. Анатолия, старшего брата, перевели работать в Егоршино, а Евгений остался в Серове, где полгода сводил «концы с концами». От бывалого рвения жить самостоятельно не осталось и следа.

«Пришлось много пережить и перенести зимой 42-43г. Сейчас с обмороженных пальцев слазят ногти. Ну это всё чепуха, ибо это прожито, а раз так, то и можно не вспоминать». Жуткие подробности жизни молодого парня, которые трудно представить. Обмороженные пальцы, ногти, которые стали постепенно отмирать…Но он не сдаётся, таков был его характер. Он продолжает жить, не вспоминая того, что когда-то испытал «на собственной шкуре».

«Зато сейчас приятно и весело, и жизнь выглядит совсем хорошо. Я очень доволен ей». Боль и страх отходят на второй план, главное — «свора Гитлера», которая лишила людей счастья и веры в будущее.

22 февраля 1944 год. Евгений ранен и лежит в госпитале. «Ранен в руку, в шею и поясницу. Пишу поэтому плохо. Хотя правая рука и здорова. Снаряд разорвался в полуметре от моего окопа, где я и лежал. Такова моя жизнь». Солдат рассказывает сестре о ранении, а затем сразу переводит тему и спрашивает про семью.

Ослабленный, избитый жизнью молодой парень продолжает писать письма домой, внушая родным надежду на то, что скоро все закончится, и он непременно вернётся домой…

После ранений Женя долго находился в госпитале. Оказалось, что солдат болен туберкулезом — где и когда он заразился неизвестно.

18 августа 1944 год. Старший брат, Анатолий, увозит израненного и обессилевшего Женю из Кирова в Егоршино. «Напираю на огурцы, морковь, репу, брюкву. Мало по малу существую пока, но плохо». В своих письмах солдат рассказывает о том, что совсем плох, что есть большая вероятность того, что эта осень станет последней в его жизни. Но юноша не отчаивается, он продолжает бороться за жизнь, продолжает верить в своё будущее, будущее семьи и всей России.

Раны не заживают…забыв об одной боли, Евгений Иванович ощущает другую…и она берет своё — инвалид Отечественной войны 2 группы. С военного учёта снят.

Надежда на исцеление

Последнее письмо Евгения Брызгалова самое длинное. Оно полно надежд солдата на выздоровление, на светлое будущее и скорейшую встречу с семьёй. Война сломила его, сделала больным и слабым, но не сломила его боевой дух — мужчина по-прежнему верен себе, своим мечтам и убеждениям… Вдохновлённый Женя рассказывает сестре о свадьбе брата Толи и о его сбывшейся мечте — поступить в консерваторию. Рассказывает молодой солдат и о матери, которая посчитала, что невестка сына не будет её почитать и слушать должным образом.

Женя пишет о своём решении перебраться на юг, чтобы компенсировать недостаток жиров тёплым климатом, а маму забирает с собой. «Я знаю, какую трудную задачу беру на себя, отрываясь от обжитого места, но, думаю, разрешу её успешно. У нас ничего нет, и платьев, но не беда, как-нибудь вывернемся, было ведь труднее время, да жили. До некоторой степени пугает то обстоятельство, что я мало жил самостоятельной жизнью, но армия меня многому научила. Да притом я еду же не с пустыми руками, а получаю пенсию по 2 группе инвалидности — 559 руб.». Юноша не боится трудностей, не боится остаться без всего. Он хочет жить! Хочет, наконец, встретится с любимой сестричкой, племянниками.

Евгений — плохой работник, ведь раны не зажили. Они по-прежнему причиняют ему боль, которая вскоре возьмёт своё и заберёт жизнь совсем юного парня навсегда…

22 февраля 1945 года Евгений Брызгалов умирает от ранений…

Страшно осознавать, какой короткой была жизнь этого юного солдата. В свои 23 года он испытал столько боли и страданий, что трудно представить, как он справлялся со всем этим один…И пусть Евгений так и не увидел сестру, письма, которые он писал ей на протяжении всей войны, хранятся до сих пор. Они хранят память о нём, о его великом подвиге. Пока мы помним тех, кого любим, они будут жить... сквозь слова, мысли и воспоминания.

Виктория Гусенкова