Найти тему

Дом Вдовы. Овеим же рыбиа утроба гроб есть (2022). Рецензия

Автор: Dмитрий Фомин

Жанр: dark ambient

Страна: Россия

Лейбл: self-released

Дата выхода: 1 ноября 2022

Проект Дом Вдовы Константина Вдовецкого уже давно и вполне заслуженно занял отдельную нишу на отечественной дарк-эмбиент-сцене. Он стал средоточием и кладезем суеверий, потусторонних страхов, народных легенд, быличек, колдовских заговоров и полузабытых ритуалов из отдаленных сельских глубинок. Все это стало основой для будоражащих сознание звуковых полотен, коими прославился Дом.

Проект отличается одновременно и похвальной продуктивностью, и разнообразием концепций. Всего-то спустя год после выхода Кожи мертвой матери (2021) — пожалуй, одного из самых (если не са́мого) жутких и отталкивающих полнометражных произведений — Константин представил свою очередную работу. Казалось бы, мог ли он превзойти свое предыдущее творение и остаться на том же недосягаемом уровне потусторонней жути и глубинной хтони? Как оказалось, вполне естественное желание двигаться вперед и искать новые формы самовыражения помогло создать очередное умопомрачительное и по-своему оригинальное откровение.

Овеим же рыбиа утроба гроб есть целиком посвящен зало́жным покойникам (т.е. умершим неестественной смертью) и связанным с ними поверьям. Основой для этого произведения послужила монография Д. К. Зеленина «Умершие неестественной смертью и русалки» (1916).

-2

В целом же релиз выдержан в более фоновом и минималистском ключе, нежели предшествующие работы, что вовсе не пошло во вред его пугающей мистической атмосфере. Здесь соблюдены все традиции хоррор-эмбиента Дома Вдовы: невероятно напряженный фон с острым предчувствием тревоги, звуковые эффекты, добавляющие нотки правдоподобия (шаги, шелест, шорох разгребаемой земли), кинематографические сэмплы, таинственные шумы и чудовищно искаженные голоса. Все это преподнесено умеренно и последовательно, без чрезмерного погружения в фолковый антураж и излишней психоделики.

Аура скорби здесь завораживает. Слушатель может упиваться ею, но он не в состоянии предсказать, что произойдет в следующий миг. За тонкой гранью воображения (воображения ли?) постепенно сгущается непроницаемая тьма, полная копошащейся потусторонней нечисти, что плотоядно усмехается, коверкает молитвы и песнопения.

Промозглая сырость разверстой могилы в «Гроб з ным выишов из ямы на верх» сменяется холодящим кровь мракобесием «Нахцерер», вдохновленным жуткими преданиями о «неупокоившихся мертвецах, что жуют свой саван в могилах». Торжественно-мрачный, почти кафедральный тон заглавной композиции — наиболее мелодичной и гармоничной из всего трек-листа — перетекает в невероятно мощную по своей эмоциональной окраске панихиду «Не видать тебе солнца ясного» с зачитанной батюшкой заупокойной молитвой и печальными женскими напевами из сказки «Огонь, вода и медные трубы».

Разгул нечисти продолжается в «Покойничьей» с мрачно-отвращающими декорациями, наполненной клавишными диссонансами и жуткими, нечеловеческими декламациями — будоражащая картина пребывания в пустом доме наедине с усопшим во гробе. «Закличь на удавленника» словно гипнотизирует повторяющимся по кругу монотонным чтением заговора «от пустого, от дурного, от наносного…», в то время как снаружи доносится собачий вой, а чувство чьего-то незримого присутствия усиливается с каждым мгновением в ожидании спасительной зари.

В какой-то степени Овеим же рыбиа утроба гроб есть можно назвать наиболее реалистичным откровением Дома. Возможно — потому, что похоронная тема и скрытая боязнь усопших, будь то родственник или посторонний, не понаслышке знакомы многим. Альбом не стремится свести с ума невольную жертву бесцеремонным погружением в кошмарную бесовщину — скорее, умело и искусно нащупывает потаенные струны суеверных страхов, что гнездятся внутри.

Испокон веков таинство смерти пугало и одновременно привлекало человека. Стоит ли удивляться тому, что новый материал Дома Вдовы грозит сыграть злую шутку над особо впечатлительными слушателями: он остается «архаичным», загадочным, пугающим и… да, необъяснимо притягательным.

Рецензия опубликована в онлайн-журнале Darker № 4, апрель 2023 https://darkermagazine.ru/page/o-zalozhnyh-pokojnikah