Одри Кэтлин Растон Хепбёрн родилась 4 мая 1929 года в доме 48 по улице Кейенвельд в Икселле, Брюссель, Бельгия. Дочь баронессы и внучка губернатора голландского Суринама, а по отцовской линии отдаленный потомок третьего мужа Марии Стюарт Джеймса Хепбёрна. Прекрасная Одри начала карьеру в большом кино оскароносной ролью принцессы Анны в «Римских каникулах». И это не случайно: ей удавалось насытить энергетикой элитарности и внушить благоговейное уважение в любой роли, даже когда выпадало играть содержанку или уличную торговку цветами. Она была аристократкой до кончиков ногтей. В семье ее звали Адриаантье.
Роль Холли Голайтли, сыгранная Хепбёрн в фильме «Завтрак у Тиффани» 1961 года, стала одним из самых культовых образов мирового кино. Когда ее спросили о роли, которую она называла «самой джазовой в своей карьере», в чём заключалась главная сложность, Хепбёрн ответила: «Я интроверт. Играть девушку-экстраверта оказалось самой сложной вещью, которую я когда-либо делала».
Икона стиля во всём: от одежды, созданной ею в соавторстве с графом Живанши, в том числе знаменитого «маленького черного платья», ставшего после выхода фильма на экраны настоящим хитом, до прически — добавила высветленные пряди к своим каштановым волосам. Найденный образ она сохранила и вне съемок, а дружбу с Живанши пронесла через всю жизнь. Свои первые духи L`Interdit Юбер посвятил именно Хепбёрн.
Ах, какой это был фильм. Звездный час Одри Хепбёрн, и мир уже не будет прежним. На одном рычаге раскачивающих мироздание качелей фактурная платиновая блондинка Мэрилин, на другом — хрупкая Одри с глазами олененка Бэмби (живое опровержение астрологического постулата о тучности Тельцов, Мэрилин тоже далека от хрестоматийного образа Близнецов, но не буду отвлекаться). Так вот, к фильму: он удивительный и нежный. И цельный. И Moon river с «черничным другом» лейтмотивом. И смутная надежда, что все мы будем счастливы, когда-нибудь, Бог даст. И всё, что нам нужно — это только любовь. Ну, в придачу немного (лучше много) денег.
Парадоксально, но самую романтичную из голливудских картин, толпы смазливых девиц, ищущих богатого и благородного покровителя, восприняли как прямую инструкцию и оправдание, в некотором роде предтечу «Красотки» с Джулией Робертс. Даже те из них, что не увлекаются винтажным кино и, следовательно, фильма не смотрели — такова магия культовых произведений. «Анну Каренину» тоже прочли далеко не все из тех, кто постит в сетях: «Аня, ты дура, жизнь прекрасна!». Но на разных уровнях с произведением знаком в мире каждый. Один со знанием дела обсудит меню обеда Левина со Стивой Облонским. Другой безапелляционно заявит, что «Нурка Каренин с мужа спал, с Вронский спал, а потом бросался на паровоз».
У культовых вещей свойство — проникать исподволь во все жизненные сферы. От брошенной фразы одной из героинь французского молодежного сериала «Элен и ребята» (теперь уже воспринимаемого совершенно олдскульным — как скоро устаревают вещи, которым не повезло стать культовыми) в адрес другой, сделавшей новую прическу: «Одри Хепбёрн, вариант для бедных». До марки, выпущенной почтой Германии в 2001, которая стала филателистической редкостью и стоит нынче $50 000, с изображением Одри в роли Холли Голайтли. Фильм заканчивается, а смутная надежда, что эти двое, так заслуживающие счастья, всё-таки будут когда-нибудь вместе и счастливы, не меркнет в нас.
Внимание! Далее в тексте возможны спойлеры!
Что ж, пусть так и остается. Фильм-артефакт, создавший вокруг себя кусочек реальности, более светлой, чистой и прозрачной, чем окружающий мир в целом, и ухитрившийся не быть раздавленным веком-волкодавом, но приручить его на том хотя бы участке, где напрямую соприкасается. Эти двое не будут, если говорить о литературном источнике. Пол Варжак, с которым Трумен Капоте, автор «Завтрака у Тиффани», щедро поделился своими чертами, был гомосексуален. Впрочем, как и сам Капоте. А для меня, любящей фильм, прочесть в свое время книгу было как с гавайского пляжа в ледяную полынью угодить. Больно и вздохнуть не можешь, и слезы глаза застилают.
Холли, яркая экзотическая бабочка Холли скиталась тринадцатилетней с младшим братишкой по дорогам. И в юном своем возрасте прошла и огонь, и воду, не в силу природной порочности, а потому что выживала сама и заботилась, чтобы не погиб тот, о ком больше некому беспокоиться. И она стала женой пожилому фермеру, приютившему их и накормившему. Они тогда выжили. Выросшего брата забрали в армию, и он погиб на вьетнамской войне, эпизод о том, как узнает об этом Холли тоже есть в книге. В фильме не помню. Это всё не значит, что герой станет менее дружелюбно относиться к взбалмошной соседке. Просто в силу некоторых конструктивных особенностей они вряд ли будут когда-то счастливы.
Он такой весь — Трумен Капоте. Весь, прочитанный мною. Мрачный, больной, странный. С героями-детьми, вовлекаемыми беспринципными жестокими и равнодушными взрослыми в грязный жестокий и равнодушный разврат. И кулаки сжимаются от бессилия так, что лунки от ногтей красными полукружьями проступают на ладонях. А ничего не изменишь. Мир жестокосерд, прими, как данность. Кроме того, прошедшие подобную выучку дети, не будут уже сломлены им через колено. Сами кого угодно переломают. Так что, расслабься. И лови кайф. Ловлю, что еще остается. Кино вот пересмотрела, в очередной раз влюбившись в эту пару и веря, вопреки всему, что их ждет счастье вдвоем.
А в 1965 году, спустя три года после «Завтрака у Тиффани», Одри Хепбёрн снялась в мюзикле «Моя прекрасная леди» по «Пигмалиону» Бернарда Шоу, появления которого ждали с неменьшим нетерпением, чем в свое время «Унесенных ветром». Для роли Элизы Дулитл Одри записала вокальные партии, но впоследствии их перепела профессиональная певица Марни Никсон. Для актрисы это стало серьезным ударом.
Пленки с записью некоторых песен в исполнении Одри Хепбёрн все еще существуют и были включены в документальные фильмы и DVD-версию фильма. Некоторые вокальные номера в исполнении Хепбёрн всё же остались в фильме: «Just You Wait», часть, не требовавшая высоких нот и реприза на нее же, исполненная актрисой полностью, «The Rain in Spain» и отрывки из «I Could Have Danced All Night».
Текст: автор канала «Читаем с Майей» Майя Ставитская