Что происходит с общественным контролем в Российской Федерации?
Есть нормативно-правовой акт об основах контроля, но в нём отсутствуют сами люди из общества.
И так, действует Федеральный закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" от 21.07.2014 N 212-ФЗ, далее - 212-ФЗ, в котором, кстати, большая часть прекрасна и логична, однако, стоит отметить, что в статье 9 всё того же 212-ФЗ указан перечень субъектов, то есть тех, кто осуществляет сам общественный контроль, посмотрите:
"Субъектами общественного контроля являются:
1) Общественная палата Российской Федерации;
2) общественные палаты субъектов Российской Федерации;
3) общественные палаты (советы) муниципальных образований;
4) общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации."
Короче говоря, это всё органы государственной и немного местной власти.
То есть, они сами себя контролируют.
Похоже, что-то в этой схеме настроено совсем не так как надо...
А также, к моему глубокому удивлению, этот закон не относится, например, к общественным отношениям, регулируемым законодательством о выборах и референдумах, общественным отношениям, связанным с организацией и проведением общественных обсуждений и публичных слушаний в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
В общем, там где действительно требуется общественный контроль, этот закон не применим.
Взять, например, общественную палату Санкт-Петербурга.
Каким общественным контролем она занимается?
На сайте по ссылке в сети Интернет ёмко и лаконично написано следующее:
"Общественная палата Санкт‑Петербурга призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, некоммерческих организаций, органов государственной власти Санкт‑Петербурга и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития Санкт‑Петербурга, защиты прав и свобод граждан, развития демократических институтов.
Адрес: 191124, Санкт‑Петербург Суворовский пр., 62
Электронная почта: 78_opspb@mail.ru
Телефон: (812) 576-62-00
Сайт: https://www.op78.ru"
Какие общественные инспектора проводят от её лица проверки?
Вероятнее всего, разрешаются только свои мелкие делишки.
"Куча" комиссий, и их громкие наименования:
- Комиссия по молодежной политике, развитию добровольчества, патриотическому воспитанию и спорту
(председатель: Рахлин Михаил Анатольевич, тренер, президент Федерации дзюдо Санкт-Петербурга, преподаватель спортивного отдела СПБ ГБОУ СПО «Колледж олимпийского резерва №1», плюс три заместителя).
- Комиссия по благоустройству, транспорту, экологии и урбанистике (председатель: Солдунов Валерий Михайлович, председатель Всероссийского общества автомобилистов;
плюс три заместителя, один из которых Ходачек Александр Михайлович, Президент НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург).
- Комиссия по общественной безопасности, противодействию коррупции, правам человека и взаимодействию с правоохранительными органами (председатель: Шерих Дмитрий Юрьевич, главный редактор газеты «Санкт-Петербургские ведомости», председатель Санкт-Петербургского отделения Союза журналистов России, плюс шесть заместителей (иного статуса не указано) всех не имеет смысла перечислять.
- Комиссия по промышленной политике, предпринимательству и инвестициям
(председатель: Турчак Анатолий Александрович, президент общественной организации «Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга», президент общественной организации «Межрегиональное объединение региональных спортивных федераций по футболу «Северо-Запад», плюс четыре заместителя).
- Комиссия по образованию и развитию человеческого потенциала (председатель: Демидов Алексей Вячеславович Ректор ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна», плюс три заместителя, в том числе:
директор центра креативных индустрий СПбГУПТД;
декан факультета истории и социальных наук ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»;
почетный гражданин Санкт-Петербурга, учитель начальных классов ГБОУ Второй Санкт-Петербургской гимназии);
- Комиссия по организации общественного контроля, взаимодействию с органами местного самоуправления и общественными советами (председатель: Шамахов Владимир Александрович, Советник Ректора РАНХиГС, Научный руководитель Северо-Западного института управления – филиала федерального государственного образовательного учреждения высшего образования РАНХиГС, плюс два заместителя).
- Комиссия по науке, цифровизации и технологическому развитию (председатель: Ватагин Александр Иванович, заместитель генерального директора АО «ОДК Климов» (— российское предприятие, один из ведущих разработчиков газотурбинных двигателей. Занимается разработкой, серийным производством и сервисным сопровождением газотурбинных двигателей для авиационной техники), плюс два заместителя, один из которых советник президента ПАО «Ростелеком»).
- Комиссия по культуре, сохранению историко-культурного наследия и туризму (председатель: Гронский Владимир Геннадьевич, генеральный директор Российской национальной библиотеки, плюс семь персон-заместителей, а том числе некто Пригара Павел Сергеевич, без указания его деятельности, а также, в том числе один специальный представитель Губернатора Санкт‑Петербурга, другой заместитель генерального директора по научной работе федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Эрмитаж», третий советник Губернатора Санкт-Петербурга и прочие).
- Комиссия по межнациональным и межконфессиональным отношениям (председатель: Кучерявый Михаил Михайлович, советник Генерального директора АО «Корпорация «Московский институт теплотехники», плюс четыре заместителя, Слава Создателю они из религиозных организаций. Вероятно, здесь есть некий смысл, религия согревает душу верующих).
- Комиссия по развитию гражданского общества, взаимодействию с НКО и СМИ (председатель: Грохольская Наталья Викторовна, методист-консультант грантовых конкурсов и программ по Санкт‑Петербургской митрополии, плюс три заместителя, в том числе Генеральный директор ООО «Телекомпания Любимый город». Возможно, здесь была допущена техническая ошибка и председатель этой комиссии должна была возглавить комиссию по межнациональным отношениям, но это только предположение, информации слишком мало для общественности).
- Комиссия по социальной политике, труду и занятости (председатель: Урманчеева Маргарита Алексеевна, Президент Санкт‑Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ», плюс пять заместителей).
- Комиссия по здравоохранению и общественному здоровью (председатель: Трофимова Татьяна Николаевна, профессор кафедры рентгенологии и радиационной медицины Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова, руководитель научно-клинического и образовательного центра «Лучевая диагностика и ядерная медицина» медицинского факультета СПбГУ, плюс три заместителя, в том числе и Менеджер по закупкам спортивного инвентаря некоммерческого партнерство «Поддержка детского спорта»).
На этом перечисление наименований комиссий общественной палаты Санкт-Петербурга заканчивается и продолжаю о главном – законе об основах общественного контроля.
И так, во главе 3 того же 212-ФЗ, перечислены шикарные статьи:
Статья 18. Формы общественного контроля
Статья 19. Общественный мониторинг
Статья 20. Общественная проверка
Статья 21. Права и обязанности общественного инспектора
Статья 22. Общественная экспертиза
Статья 23. Права и обязанности общественного эксперта
Статья 24. Общественное обсуждение
Статья 25. Общественные (публичные) слушания
Статья 26. Определение и обнародование результатов общественного контроля
А также ещё об общественных инспекторах много хорошего написано в законе...
Но, есть большое, НО, как уже написано выше могут осуществлять такую шикарную деятельность только сами подразделения органов государственной власти и чуть-чуть от местной власти.
Где же в законе об общественном контроле само общество, то есть люди в чьих интересах государство вообще существует?
Вопрос риторический, то есть не требующий ответа...