Найти тему
Тёмный историк

Почему прославленный русский генерал Брусилов не стал защищать монархию и Николая II?

Многие исследователи полагают, что для Николая II в дни Февральской революции решающим «ударом» стало поведение собственных военачальников. Те в своих телеграммах и высказываниях недвусмысленно поддержали идею об отречении.

И если кто-то из них позднее жалел о своем шаге, кто-то надеялся на сохранение самого института монархии, то прославивший свое имя в 1916 году военачальник Алексей Алексеевич Брусилов, по всей видимости, считал иначе.

Алексей Алексеевич Брусилов.
Алексей Алексеевич Брусилов.

Широко известна позиция А. А. Брусилова, которой он придерживался и в годы Первой мировой, и в революционный период, и, позднее, в мемуарах: с немцами обязательно нужно воевать, «до победного». Бывший Главком армиями Юго-Западного фронта писал так и при советской власти: он был уверен, что новый конфликт с немцами — дело неизбежное.

Так что в сознании А. А. Брусилова любой поступок, благодаря которому удастся сохранить армию — оправдан.

«...в данную минуту ЕДИНСТВЕННЫЙ ИСХОД, могущий спасти положение и дать возможность дальше бороться с внешним врагом, без чего Россия пропадет, — ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПРЕСТОЛА в пользу Государя Наследника Цесаревича при регентстве Великого Князя Михаила Александровича.

Отречение Николая II.
Отречение Николая II.

Другого исхода нет, но необходимо спешить, дабы разгоревшийся и принявший большие размеры народный пожар был скорее потушен, иначе он повлечет за собою неисчислимое катастрофическое последствие. Этим актом будет спасена и сама династия...» (с) из телеграммы генерала А. А. Брусилова, 2 марта 1917 года. / А. И. Спиридович. Великая Война и Февральская Революция 1914-1917 гг.

Казалось бы, позиция у А. А. Брусилова не слишком оригинальна: о чем-то подобном писали «Императорскому Величеству» все военачальники.

Но на самом деле у этой телеграммы военачальника Алексея Алексеевича Брусилова есть весьма любопытная предыстория. Для полного понимания позиции генерала нам следует «перенестись» в тот самый, победный для Брусилова 1916 год.

Дело в том, что на самом деле Брусиловский (Луцкий) прорыв не стал стратегическим переломом в войне и решающей победой. Потому что Юго-Западный фронт Брусилова не был поддержан соседями — Западным и Северным фронтами.

Военный совет 1 апреля 1916 года. На этом совете вообще главную роль в скоординированном наступлении фронтов отводили Западному фронту генерала А. Е. Эверта. В итоге успешно наступал один только Брусилов, которому согласно «надежному, как швейцарские часы» плану отводили второстепенную роль.
Военный совет 1 апреля 1916 года. На этом совете вообще главную роль в скоординированном наступлении фронтов отводили Западному фронту генерала А. Е. Эверта. В итоге успешно наступал один только Брусилов, которому согласно «надежному, как швейцарские часы» плану отводили второстепенную роль.

«Никаких стратегических результатов эта операция не дала, да и дать не могла, ибо решение военного совета 1 апреля ни в какой мере выполнено не было. Западный фронт главного удара так и не нанёс, а Северный фронт имел своим девизом знакомое нам с японской войны «терпение, терпение и терпение».

Ставка, по моему убеждению, ни в какой мере не выполнила своего назначения управлять всей русской вооружённой силой. Грандиозная победоносная операция, которая могла осуществиться при надлежащем образе действий нашего верховного главнокомандования в 1916 году, была непростительно упущена...» (с) А. А. Брусилов. Мои воспоминания.

Кстати, о Японской войне. Дело в том, что важнейшим Северным фронтом тогда командовал... наш «старый знакомый», Алексей Николаевич Куропаткин.

Да, я много писал про Куропаткина, порой даже «защищая» его. Это был неплохой военный министр, весьма толковый наместник, в прошлом — храбрый офицер, довольно образованный человек с хорошим литературным стилем.

Алексей Николаевич Куропаткин.
Алексей Николаевич Куропаткин.

Но при этом А. Н. Куропаткин не был талантливым полководцем, что отлично показал на практике ещё в годы Русско-японской войны 1904 — 1905 гг. Казалось бы, зачем нужно доверять важнейший фронт человеку, который не был «генералом наступления»?

«Увы, победное шествие русских войск было сорвано также нерешительностью Ставки Верховного главнокомандующего и откровенным саботажем со стороны главнокомандующих другими фронтами...» (с) Б. Ю. Александров. А. А. Брусилов: военная и общественно-политическая деятельность 1877 — 1924 гг.

А. А. Брусилов в целом негодовал, фактически полагая, что у России украли «важнейшую победу». И вскоре последовала реакция...

По-видимому, Брусилов всегда был сторонником реформ, но теперь он сделал для себя вывод: войну выиграть невозможно из-за конфликта власти с обществом, «министерской чехарды», ненадежного тыла, недостаточно снабжаемого фронта, плохо поставленного кадрового вопроса. Он присоединился к идее создания «ответственного министерства» и большем ограничении монархии.

А. А. Брусилов.
А. А. Брусилов.

В своих мемуарах Брусилов пишет, что изначально был за широкие реформы и создание «ответственного министерства». Но (я на этом не настаиваю) мне кажется, что от мыслей к практике генерал А. А. Брусилов перешел именно из-за частичного успеха Брусиловского прорыва.

Сперва А. А. Брусилов отправил письмо Министру Императорского Двора В. Б. Фредериксу, указав на «положение России и возбуждение общественного мнения, которым пренебрегать нельзя». Впрочем, что путного ему мог ответить 79-летний дедушка?

Потом Алексей Алексеевич начал общаться с великими князьями (да, даже родственники Николая II были недовольны сложившейся ситуацией). В частности, А. А. Брусилов разговаривал с Георгием Михайловичем и Михаилом Александровичем Романовыми. Эти разговоры о необходимости реформ и решения «кадровых вопросов» шли уже в канун Революции фактически.

Знаменская площадь во время Февральской революции в Петрограде.
Знаменская площадь во время Февральской революции в Петрограде.

Потому легко можно себе представить состояние Брусилова, когда он узнал о Революции в Петрограде. Его, как и других военачальников, заботил «железнодорожный вопрос»: как снабжать армию, когда работники бастуют?

Разговаривая с будущим лидером белого движения генералом М. В. Алексеевым (который в тот период был начальником штаба Главкома), А. А. Брусилов предельно лаконично обозначил свою позицию, согласившись с мнением Алексеева и прочих военных лидеров.

Военачальники в целом оказались в ситуации, которой не позавидуешь: тыл (Петроград, Москва, Кронштадт, железные дороги) уже «старой властью» не контролируется.

А от тыла зависит снабжение армии. Более того, несколькими ротами (как думали поначалу) Революцию подавить было нереально. А снимать крупные силы с фронта — открывать дорогу немцам. Что для А. А. Брусилова было неприемлемо.

А. А. Брусилов и Николай II.
А. А. Брусилов и Николай II.

Показательно его поведение в дальнейшем: с одной стороны, в 1917 году А. А. Брусилов был «поборником дисциплины» и выступал за суровые меры на фронте.

С другой стороны, в целом военачальник вполне принял республиканские лозунги, а в армии согласился на ряд «экспериментов», в лице «ударных добровольческих» и «национальных» частей. Алексей Алексеевич Брусилов даже немного побыл Главкомом Русской армии (с конца мая по июль 1917 года). Но остановить распад фронта не вышло...

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!

Читайте также другие мои каналы на Дзене:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.