Неожиданно обнаружила, что искусствоведческое (как я думала) эссе Вирджинии Вулф касается именно той темы, которой я посвятила свой май - "Женщины и литература".
Поэтому я решила на пару дней "удлинить" май, чтобы дочитать и его, а уже потом подвести итоги и рассказать о впечатлениях от прочитанных романов авторов женщин. Надеюсь и июнь, и вы простите мне эту вольность;-)
"Своя комната" - знаменитое эссе, основанное на лекциях, которые Вулф прочитала в двух женских колледжах Кембриджского университета в октябре 1928 года.
И год создания, и аудитория, на которую рассчитан текст, очень важны для правильного восприятия.
Взгляды Вулф на 100% феминистические, хотя она сама пишет, что называть женщину "законченной феминисткой" за то, что она говорит правду, нельзя. Но вспомним год написания, примем тот факт, что раньше женщины действительно были ущемлены в правах, и отправимся в увлекательное путешествие по размышлениям гениальной (без всякой иронии или преувеличения) Вирджинии Вулф.
Повествование ведется от первого лица, но автор сразу подчеркивает, что "местоимение "я" обозначает несуществующее в реальности лицо".
В первой главе некая Мэри (Бэкон / Сетон / Кармайкл / или любое другое имя) описывает свой визит в выдуманное мужское учебное заведение (Оксбридж) и выдуманное женское (Фенхем). И первым делом отмечает, что мужчины и женщина изначально имеют далеко не равные возможности не только для того, чтобы заниматься творчеством, но и для получения образования.
Обед в Оксбридже и ужин в Фенхеме породили шквал вопросов. Почему в мужском колледже подавали вино, а в женском воду? Почему один пол процветает, а другой влачит нищенское существование?
Не найдя ответов в беседах с современниками, Мэри Бэкон отправляется в библиотеку, чтобы через книги обратиться к опыту прошлого. И этому посвящена вторая глава...
Написана книга, действительно, очень интересно, иронично и убедительно. Я вообще склоняют к мнению, что обладая приличной эрудицией и отменным чувством юмора, можно доказать любую теорию.
Здесь, например, Вирджиния Вулф нам показывает и доказывает, что мир принадлежит мужчинам, что женщины - лишь "волшебные зеркала", отражаясь в которых (в преувеличенном виде) мужчины получают импульс достигать любых высот:
Долгие столетия женщина служила волшебным зеркалом, в котором мужчина казался себе гигантом. Без этого волшебства земля наверняка и по сей день оставалась дикими джунглями. Мы бы до сих пор царапали фигурки оленей на обглоданных костях и обменивали куски кремня на овчину... Увеличенное отражение крайне важно, ибо влияет на способность выживать, стимулирует нервную систему. Стоит перестать показывать его мужчине, и бедолага загнется, как наркоман без кокаина.
И поэтому все устроено таким образом, что мужчине открыты все дороги, а женщина выполняет второстепенную роль.
Не так давно слушала лекцию популярного психолога, который настаивал на совершенно обратном. Он утверждал, что именно мужчина на протяжении всей своей жизни находится в зависимом положении от женщин: сначала от матери, потом от воспитательницы в детском саду, от врача-педиатра, от учительницы в школе, от первой любви, от жены, от любовницы и т.д.
Собственно, лично я вообще не сторонник споров о том, кто (мужчины или женщины) лучше, умнее, важнее и т.д. Я считаю, что мы (мужчины и женщины) просто разные. И истинное равноправие состоит не в том, что у нас должны быть одинаковые задачи и одинаковые способы их выполнения. Истинное равноправие состоит в уважении и признании уникальности и каждого пола, и каждого отдельно взятого человека.
Поэтому, с вашего разрешения, я пропущу все остальные рассуждения Мэри Бэкон о положении женщин в современном для нее обществе и перейду к рассуждениям о литературном творчестве женщин. Истории вопроса посвящены третья и четвертая главы, в которых собраны рассуждения на тему, почему среди классиков мировой литературы XVI-XVII веков не встретить женских имен, почему только к концу XVIII века женщины начинают свой путь в литературе, часто скрываясь за мужскими псевдонимами.
Итак, к концу восемнадцатого века произошла важнейшая перемена, которой я на месте историков уделила бы гораздо больше внимания, чем Крестовым походам или Войне Роз, женщины среднего класса взялись за перо. И сейчас я говорю не об аристократках, которые творили у себя в поместьях и слышали лишь отзывы льстецов. Речь о романах Джейн Остен, сестер Бронте, Джордж Элиот - вот главное доказательство этому явлению.
Далее Мэрри Бэкон задается вопросом, как принадлежность к тому или иному полу влияет на писателя. Роман - есть зеркало, отражающее реальность, конечно, в упрощенном виде. Чтобы зеркало было ясным, писатель должен быть предельно честен, должен изображать героев и ситуации именно такими, какими их видит его гений, а не диктует настроение общественности или личные выгоды. Но именно в тот момент, когда женщины только-только вошли в литературу, честность приносилась в жертву и женщинами (в пользу своего праведного гнева за века "недостатка свободы"), и мужчинами (которые, ясное дело, заняли оборонительную позицию).
Женщины писательницы XIX века столкнулись еще с одной трудностью: у них не было традиции, опыта, накопленного годами, веками, на который можно было бы положиться. И великие писатели мужчины вряд ли могли им помочь:
Весомость, темп, ритм мужского мышления слишком отличается от женского... Не стоит с усердием обезьяны повторять то, что слишком далеко от нас.
В пятой главе Вирджинии Вулф размышляет о современной для нее литературе. Главной в этих рассуждениях мне кажется мысль о том, что мужчины и женщины не должны бороться, соревноваться друг с другом, и тогда они смогут быть полезны друг другу.
Ведь у каждого на затылке есть место размером с шиллинг, которое сам человек увидеть не в состоянии. Прекрасный повод оказать полезную услугу другому полу - описать, как выглядит эта недоступная область.
Но к самому фантастическому выводу, который (мне кажется) опередил свое время, Вирджиния Вулф приходит в шестой главе. Она говорит, что в каждом писателе должны быть уравновешены и женское, и мужское начало.
Только при слиянии мужского и женского начал разум оживает и работает в полную силу.
Главными условиями успеха женщин в литературе Вирджиния Вулф называет 500 фунтов годового дохода и наличие своей комнаты. Эта мысль лейтмотивом проходит по всем размышлениям, опирается на иктические факты. Но истинный смысл этих "материальных ценностей" поясняется в самом конце: 500 фунтов означают способность думать, а замок на двери - независимость суждений.
Что ж, у меня есть своя комната и работа, которая позволяет мне ни от кого не зависеть. Стала ли я великим писателем? Нет)) Вероятно, это необходимое, но вовсе не достаточное условие литературного успеха.
И, самое последнее, времена меняются, какие-то взгляды и призывы устаревают. Но перевернув последнюю станицу эссе Вирджинии Вулф, я почувствовала гордость за свой пол, я ощутила огромную волну благодарности всем тем женщинам, которые боролись за место в доме и в литературе, за право голоса, за право подписывать свои труды своим именем. И сейчас, благодаря всем им, заходя в книжный магазин, мы имеем возможность выбора. Произведения авторов женщин представлены во всех разделах: поэзия, проза, психология, медицины, политика, кулинария, спорт... Об этом Вирджиния Вулф в 1928 году могла только мечтать.