Найти в Дзене

Мемы — культурная фальсификация реальности или ее настоящее отражение?

Художественная культура всегда являлась полем для различных исторических фальсификаций. Так, например, многие уверены, что у Кутузова не было одного глаза, хотя на самом деле оба глаза у него были целы, а образ фельдмаршала с повязкой на правом глазу появился уже в советское время после выхода фильма "Гусарская баллада". Также можно вспомнить, как с легкой руки Репина огромное количество людей до сих пор считает Ивана Грозного сыноубийцей (на основании одной только картины!). Но главным пространством для подобной фальсификации служит народная культура. Именно она является свого рода летописью обычных людей. Но поскольку это в первую очередь творчество, то научный интерес здесь представляет разве что то, как сам народ видел происходящее вокруг. А что сегодня является главным продуктом народной культурой? Конечно, мемы. Во-первых, они создаются любителями (все-таки админов MDK на зарплате нельзя назвать деятелями искусства). Во-вторых, распространяясь по интернету, мем обретает сотни

Художественная культура всегда являлась полем для различных исторических фальсификаций. Так, например, многие уверены, что у Кутузова не было одного глаза, хотя на самом деле оба глаза у него были целы, а образ фельдмаршала с повязкой на правом глазу появился уже в советское время после выхода фильма "Гусарская баллада". Также можно вспомнить, как с легкой руки Репина огромное количество людей до сих пор считает Ивана Грозного сыноубийцей (на основании одной только картины!). Но главным пространством для подобной фальсификации служит народная культура. Именно она является свого рода летописью обычных людей. Но поскольку это в первую очередь творчество, то научный интерес здесь представляет разве что то, как сам народ видел происходящее вокруг.

А что сегодня является главным продуктом народной культурой? Конечно, мемы. Во-первых, они создаются любителями (все-таки админов MDK на зарплате нельзя назвать деятелями искусства). Во-вторых, распространяясь по интернету, мем обретает сотни различных вариаций, и автор первоначальной версии остается никому не известен. В-третьих, мемы, как и любое произведение народной культуры, являются отражением нашей жизни, хотя и крайне искаженным и мистифицированным. Взять хотя бы мем с отставкой Ельцина. Он интересен нам тем, что наглядно показывает действие сразу двух феноменов — эффекта Манделы и эффекта толпы. С первым мы сталкиваемся, когда видим, насколько легко убедить толпу лишенных критического мышления людей в реальности какого-либо события. Второй поясню на примере эксперимента Христиана Гюйгенса. Представим, будто медиапространство — это стол, а пользователи — расставленные по нему метрономы. Таким образом, не менее трех лет стрелки сотен тысяч метрономов бились с одинаковой частотой, дружно разгоняя по сети шутки "я устал, я ухожу". И только сравнительно недавно появились люди, посмотревшие обращение и узнавшие, что этой фразы в нем не было. Тогда некоторые метрономы оказались в противофазе к основной массе, которая довольно быстро синхронизировалась с ними и стала открывать всем глаза. Не удивлюсь, если скоро найдут видео, где вышеупомянутая фраза действительно есть. В таком случае будет интересно наблюдать за колебаниями толпы, пока она не обнаружит монтаж.

Пожалуй, главным недостатком большинства мемов является то, что люди в них не шутят, а лишь пытаются попасть в установленный шаблон. Т.е вместо создания чего-то нового, люди просто берут актуальную картинку и добавляют к ней штампованную "жизненную" фразу, в которой любой нормальный человек чувствует фальшь. Думаю, каждый периодически встречает эти самоуничижительные позерские посты в духе "мои родители в 25, я в 25", "вечеринки, когда тебе за 30" и т.д. А в комментариях находится немалое количество людей, для которых верх юмора — это написать, что в 16/18/20 лет они уже чувствуют себя стариками.

И здесь мы подходим к главному вопросу этой статьи. Действительно ли подобные мемы подменяют нашу реальность? Кто-то скажет, что нет необходимости заострять на них внимание, поскольку в интернете полно небольших пабликов с качественным контентом. Но тут важно держать в уме несколько важных аспектов. Во-первых, в памяти будущих поколений сохраняется только все самое популярное, остальное так и остается уделом узкого круга любителей. Во-вторых, популярные вещи всегда соответствуют интересам и вкусам большинства (на то они и популярные). Так что можно смело утверждать, что огромная часть интернет-пользователей является великовозрастными инфантилами, ничем не интересующимися и не способными признаться себе в бесцельности своего существования. Возможно, когда-нибудь этот человеческий тип войдет в историю наравне с "лишними" и "маленькими" людьми. И произведением, в котором он наиболее ярко был запечатлен, станет фильм "Человек из Подольска", снятый по одноименной пьесе. Как и во все времена культурная безыдейность сегодня является следствием безыдейности жизненной. Весь творческий процесс заменился унылым бытоописанием — отсюда и корни "ипотечного" юмора в стендапе. Но поиск смешного в серой реальности перестал быть способом выживания, как раньше. Теперь это лишь попытка скрыть от самого себя понимание бессмысленности своей жизни. Правда, под каким углом не старайся вглядываться в пустоту, суть ее не меняется. И чем позже люди осознают весь ужас такого существования, тем больнее им будет.