В их почти одновременном уходе хочется найти какой-то общий смысл, объединяющую идею что ли. Подведение итогов советской моды – ее печальный финал с кончиной родителя 1 и родителя 2. Настолько я вне моды (разговоров и обсуждений), но эти две фамилии всё время присутствовали, звучали и сливались вместе: Зайдашкин или Юдайцев.
В СССР не было не только секса, но прежде всего моды. Поэтому начало Зайцева (занятно, что когда он понял, что назван в честь Молотова, портрет которого висел в комнате их коммуналки, он тут же открестился от Вячеслава и стал Славой) мне понятно: его первая коллекция – расписные телогрейки/ватники и валенки/варежки. Рабочая, так сказать, одежда.
А вершина – балахон для Пугачевой (типичный маскхалат для передвижения на фоне «пожарной машины» Софии Ротару или мышиной по цвету оренбургско-пуховой и колоннообразной Людмилы Зыкиной).
Плюс к этому всякий стеклярус, нашитый на скромный полувоенный костюм – как для Андрея Миронова в «Фигаро». Поэтому он шел, шел к своему народу, но ничего для него создать так и не смог. Присоседиться к нему снизу не удалось.
Юдашкин, хотя и начинал парикмахером в доме моды Зайцева, выбрал путь сверху: самая видимо знаменитая коллекция – «Яйца Фаберже». Яйца! Фаберже! И это в наших ситцевых краях… Решено было, так сказать, окучивать знать, если считать таковою Раису Горбачеву, Киркорова и Газманова. Историк моды Васильев дал такой «модный приговор» Юдашкину – «гламурный максимализм». И это правда.
Хорошие, конечно, они были ребята, но ведь не Карден был «французским Зайцевым», а наоборот: Зайцев – «Красным Карденом». (Поправка: Зайцев - Красный Диор, а Юдашкин - Русский Карден; все, знаете ли, перепуталось в моем личном Доме Моды - в моей пустой голове). А в образцах военной формы, сшитой по эскизам Юдашкина (да, там все было не так, как задумано автором, но всё же) солдаты заболевали от переохлаждения.
И как Ленин советовал «все театры положить в гроб», так сейчас пришло время – да и повод подходящий: все умерли – заколотить все российские Дома моды. Дорогие творцы, для кого, собственно, вы хотите создавать свои модели? Оглянитесь вокруг, ужаснитесь и займитесь кальсонами, портянками и варежками, в которых удобно будет валить деревья в тайге и рыть могилы.
Леонид СОКОЛОВ