Взятие Берлина советскими войсками в 1945 году стало завершающим событием Берлинской стратегической наступательной операции, в ходе которой советское командование ставило задачу разгромить основные силы немецких групп армий «Висла» и «Центр» и овладеть столицей гитлеровского Третьего рейха.
Штурм Берлина: последний, решающий бой Великой Отечественной войны
Штурм Берлина и бои непосредственно на улицах немецкой столицы носили исключительно ожесточенный характер, немцы дрались отчаянно и упорно. Их оборона строилась на многочисленных опорных пунктах и узлах сопротивления, в которые немцы превратили все мощные и крепкие здания, а также на хорошо организованной системе огня. К тому же, разветвленная система коммуникаций, включая подземные, позволяла немцам перебрасывать подкрепления и резервы, наносить внезапные контрудары.
Поэтому советским войскам предстояло решать крайне сложную задачу Тем более, что Берлин представлял собой огромный город с множеством крепких многоэтажных зданий с массивными стенами, наличием большого количества бомбоубежищ и казематов, связанных между собой подземными ходами. А еще и много каналов, которые надо было форсировать под огнем врага, включая реку Шпрее, рассекающую германскую столицу на две части, и естественным образом прикрывая правительственные здания в центре Берлина.
Надо подчеркнуть, что фактически почти каждый дом в центре Берлина защищал сильный гарнизон, нередко численностью до батальона.
Немецким командованием был создан Берлинский оборонительный район, состоявший из трех оборонительных обводов – внешнего, внутреннего и собственно городского. Руководил обороной Берлина специально созданный для этого штаб, который привлек только для оборонных работ в городе свыше 200 тысяч человек. На улицах города строились баррикады и возводились бетонированные сооружения, устанавливались противотанковые заграждения, устраивались завалы, окна домов укреплялись мешками с песком, превращая их в бойницы. Штаб обороны требовал от населения участвовать в боях против советских войск везде: на улицах, в домах, под землей – в метро, в подземных канализационных сетях. Фашистский союз молодежи «Гитлерюгенд», большую часть которого составляли подростки, формировал отряды для борьбы с советскими танками, вооружая их фаустпатронами. Ими же были вооружены и курсанты всех военных школ, и фаустпатроны в условиях уличных боев были грозным оружием в борьбе с нашими танками и самоходками. А еще из горожан были сформированы почти 200 батальонов фольксштурма (немецкого ополчения), для чего в городе проводилась поголовная мобилизация мужского населения от 15 и до 65 лет включительно.
Гарнизон Берлина насчитывал порядка 300 тысяч человек, к тому же, в городе были сосредоточены многие полицейские и эсэсовские части, патрулировавшие городские кварталы, а при обнаружении уклонистов они расстреливали их без долгих разбирательств.
Свыше 600 зенитных орудий крупного и среднего калибра были поставлены на оборону города. В качестве огневых точек использовались также и танки, находившиеся в ремонте, но имевшие исправное артиллерийское и пулеметное вооружение, их закапывали в землю на перекрестках улиц и у железнодорожных мостов.
Элитные эсэсовские полки и батальоны были стянуты в центр города для обороны «особого» сектора, где располагались правительственные учреждения.
Таким образом, немецкое командование всерьез рассчитывало заставить войска Красной Армии «прогрызать» рубежи обороны с огромными потерями, надеясь обескровить их, и вынудить отступить от Берлина так, как в 1941 году отступили из-под Москвы сами немцы.
Но Красная Армия в боях за Берлин использовала богатый опыт уличных боев в Сталинграде, Будапеште, Кёнигсберге и других городах. Германские позиции штурмовали днем и ночью, стараясь не давать немцам ни минуты передышки, чтобы не дать противнику организовать прочную оборону на новых позициях. Наши войска были эшелонированы: днем атаковал первый эшелон, ночью — второй. Каждая армия, корпус, бригада и дивизия имели свой сектор наступления, а полкам и батальонам ставились боевые задачи занять конкретные улицы, площади и отдельные объекты. Мощным артиллерийским и авиаударам подвергались главные объекты столицы и крупные опорные пункты обороны немцев. Так, например, с 21 апреля по 2 мая 1945 года по германской столице было произведено 1 миллион 800 тысяч артиллерийских выстрелов, а на третий день штурма, в Берлин были доставлены специальные крепостные орудия, которые вели огонь по центральной части города. Каждый снаряд такого орудия весил до полутонны и успешно крушил оборону врага. В авиационных бомбардировках Берлина участвовало до 2-х тысяч наших бомбардировщиков.
Однако, и подчеркну это особо: главная роль в успешном штурме Берлина принадлежит нашим героическим пехотинцам. Исходя из боевого опыта, советским командованием были созданы штурмовые группы и отряды, в которые входили пехота, сапёры, танки и САУ, артиллерия. Практически вся артиллерия (включая 152-мм и 203-мм орудия) придавалась пехоте и вела огонь прямой наводкой, уничтожая огневые позиции и укрепления врага, танки и САУ также действовали под командованием пехотных командиров. Героизм и самоотверженность бойцов и командиров штурмовых групп и отрядов и сыграли решающую роль в штурме Берлина, считавшегося немцами неприступной крепостью.
2 мая 1945 года — Берлин пал
И в результате, после почти двухнедельного штурма Берлина, в 0 часов. 40 минут ночи на 2 мая 1945 года штабом генерала В. Чуйкова был принят радиосигнал немецкого 56-го танкового корпуса с просьбой о прекращения огня и принятия парламентеров. Василий Иванович приказал прекратить огонь в районе Потсдамского моста и принять парламентёров, и тогда начальник штаба 56-го корпуса полковник фон Дуффинг от имени командующего гарнизоном Берлина генерала Вейдлинга заявил о намерении прекращения сопротивления и капитуляции. Командование же 1-м Белорусским фронтом потребовало, чтобы немецкие войска 2 мая, начиная с 7 часов утра, полностью разоружились и сдались. В результате этого ультиматума Командующего 1-м Белорусским фронтом Маршала Советского Союза Георгия Жукова, в 6 часов утра генерал Вейдлинг перешел линию фронта и сдался, написав приказ о капитуляции, который стали распространять с помощью немецких офицеров и советских средств связи. Приказ Вейдлинга объявили также по немецкому радио, затем по согласованию с советским командованием этот приказ повторил заместитель Геббельса Ганс Фриче, который самолично явился в штаб 8-й гвардейской армии.
И понимая всю безвыходность ситуации, немецкие войска стали массово сдаваться в плен целыми частями и подразделениями. Они выбрасывали белые флаги, присылали парламентеров, а из выходов метро, подвалов и подземных коммуникаций Берлина потянулись целые толпы немецких солдат и офицеров.
К середине 2 мая 1945 года сопротивление немецких войск окончательно прекратилось, а к концу дня вся территория Берлина была занята нашими войсками. И в течение только 2 мая наши войска в Берлине и его окрестностях взяли в плен более 134 тысяч немецких солдат, офицеров и генералов.
Таким образом, 2 мая войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов завершили разгром берлинской группировки противника, германская столица была взята силами советских войск, союзники тогда находились в 100-120 километров от Берлина.
Попытки отдельных групп противника прорваться на запад были пресечены, их уничтожили в пригородах и ближайших окрестностях Берлина. Разгром берлинской группировки и взятие Берлина стал решающим фактором в деле военного разгрома Третьего рейха. Часть германской военно-политической верхушки погибла, часть была пленена, а государственный и военный аппарат управления Германской империей был парализован, и Германия утратила возможность оказывать организованное сопротивление.
Весь о взятии Берлина молнией пронесла по войскам Красной Армии и всему Советскому Союзу. В 23 часа 30 минут 2 мая в Москве прозвучал салют 324 орудий, давший 24 залпа в честь воинов-победителей!
Советский Союз одержал великую историческую победу, взяв логово зверя, откуда исходила угроза всему человечеству.
Последний бой, он трудный самый… о наших героях
В Берлинской наступательной операции советских войск участвовали порядка 1,9 миллиона советских воинов. В этих заключительных боях полегло на поле брани более 78 тысяч наших бойцов и командиров, многих хоронили прямо на улицах Берлина, еще не менее 27 тысяч были ранены и контужены.
И только лишь благодаря массовому героизму советских воинов удалось в короткие сроки взломать оборону гитлеровских войск и победить!
В ходе Берлинской операции более 600 советских воинов были удостоены звания Героя Советского Союза, еще 22 — второй медали «Золотая Звезда». А Маршал Советского Союза Г.К. Жуков и летчик майор И.Н. Кожедуб стали трижды Героями Советского Союза.
Как писал Георгий Константинович Жуков в своей книге «Воспоминания и размышления»:
«ЭТО БЫЛ ДЕНЬ ВЕЛИКОГО ТОРЖЕСТВА СОВЕТСКОГО НАРОДА, ЕГО ВООРУЖЕННЫХ СИЛ…»
Сегодня поклонимся, уважаемые читатели, всем нашим героям и назовем хотя бы некоторых из них.
*** Капитан Ю. Садовский, возглавлял разведгруппу, принявшую на себя удар прорывавшегося из окружения противника. В ходе боя Садовский заменил наводчика и вместе со своими разведчиками два часа вел неравный бой, уничтожив более 250 гитлеровцев, сам Садовский подбил два танка. А ночью Садовский с двумя своими разведчиками пробрался в расположение противника, уничтожив спящий экипаж немецкого танка, и на рассвете смельчаки открыли огонь из трофейного танка.
*** майор Л. Данилюк, командир самоходно-артиллерийского полка, увидев, что наступление наших танков остановлено огнём врага, решил поддержать атаку наших танкистов. Находясь в головной САУ, Данилюк стремительно двинулся вперед, раздавив мешавшую продвижению наших войск противотанковую батарею врага.
*** сержант К. Милашин со своим артиллерийским расчетом попал в окружение. ими было отбито 12 атак. Оставшись один, Милашин 30 минут гранатами и огнём автомата сдерживал врага. В конце боя он с двумя гранатами бросился на окруживших его врагов, уничтожив при этом восьмерых из них.
*** красноармеец С. Андриянов скрытно пробрался к доту, откуда вел огонь немецкий пулемет, и бросил в амбразуру две гранаты, тем самым заставив пулемет замолчать. После этого он вступил в бой с пятью гитлеровцами, четверых из них сразив из автомата, а пятого пленил. Андриянов отличился в боях на улицах Берлина, в числе первых он проник во двор имперского театра, точным броском гранаты уничтожил расчет зенитной пушки. А затем, вместе с подоспевшими разведчиками, удержал занятые позиции до подхода основных сил.
*** ефрейтор В. Митряев, вместе с четырьмя другими воинами, получил приказ проложить две телефонно-кабельные линии, при выполнении этого задания все товарищи Митряева погибли. Но Митряев один смог выполнить приказ. После этого противник пошёл в контратаку, в ходе которой Митряев был ранен., однако он продолжал корректировать артиллерийско-минометный огонь по врагу.
*** старший сержант Д. Пастухов при форсировании Тельтов — канала в Берлине со своими саперами переправлял бойцов на северный берег канала. Лодка Пастухова сделала 12 рейсов, на обратном пути вывозя раненых. Его лодка была изрешечена осколками и пулями, бойцы на ходу заделывали пробоины, продолжая выполнять боевую задачу. А затем Пастухов со своими саперами приступил к проделыванию проходов в минных заграждениях и лично обезвредил 24 противопехотные мины.
*** сержант Б. Еналиев при форсировании Шпрее, под сильным огнем врага, вплавь преодолел реку и организовал переправу. Враг пытался захватить Еналиева, но он автоматным огнём уничтожил семь гитлеровцев и захватил их ручной пулемёт. Затем его атаковали 30 гитлеровцев, 13 из которых Еналиев уничтожил автоматным огнём. Отвлекая огонь на себя, герой обеспечил переправу батальона. После переправы первой группы, Еналиев вместе с нею пошёл в атаку и, ворвавшись в дот, гранатами уничтожил его гарнизон.
*** лейтенант М. Атаев со своим экипажем танка 4 часа отражал контратаки врага. Огнём двух фашистских 150-мм орудий наш танк был подбит. Но на предложение врага сдаться экипаж ответил огнем пушки и пулеметов. Тогда фаустники подожгли танк. Но и в этих условиях экипаж продолжал вести бой, герои уничтожили два орудия с расчётами, семь пулемётов, 15 фаустников и до 70 автоматчиков.
*** старший лейтенант Ф. Жарчинский возглавил группу разведчиков в районе города Тройенбрицен, уничтожив охрану концлагеря и освободив при этом 4500 человек.
В этом героическом списке и многие белорусы, вот лишь несколько имен:
*** сержант И. Зайцев, уроженец Гомельщины, в боях на улицах Берлина, когда вражеский пулеметный огонь прижал к земле его подразделение, пополз к позиции врага со связкой гранат. Несмотря на ранение, он метнул их во вражеский дот, а затем закрыл его амбразуру своим телом.
*** старший лейтенант А.Нечаев, уроженец Минщины, командир гаубичной батареи, во время боя был ранен, но продолжал руководить своей батареей, сумев уничтожить ряд огневых точек противника, тем самым обеспечив продвижение пехоты. А в ходе уличных боев в Берлине, выкатил гаубицы на прямую наводку и своими героическими действиями помог стрелковым подразделениям овладеть ратушей Берлина и водрузить над ней Красный флаг.
*** старший лейтенант А.Шелепень, уроженец Витебской области, в ходе штурма Берлина артиллерийская батарея под его командованием уничтожила более 30 хорошо укрепленных опорных пунктов противника.
*** полковник С. Свидерский, уроженец Минщины, командир 1225-го стрелкового полка 2-го Белорусского фронта, который 20 апреля 1945 года форсировал с ходу Одер, захватил плацдарм и удержал его до подхода основных сил дивизии. Комполка Свидерский всегда был в боевых порядках, своим мужеством воодушевляя бойцов.
*** красноармеец М. Кульчик, уроженец тогдашней Барановичской области, артиллерийский разведчик-наблюдатель, непосредственно на подступах к Рейхстагу огнем своего автомата уничтожил двух гитлеровцев и еще двух взял в плен.
Это далеко, далеко не полный список тех героев, совершивших подвиги в последние дни Великой Отечественной войны. И думается, что перед историками, краеведами, журналистами, всеми неравнодушными гражданами-патриотами Отечества, по-прежнему стоит важнейшая задача помнить и, главное, не забыть всех, кто отдал свои жизни, пролил свою кровь за то, чтобы мы жили!
Согласимся, что им и посвятил проникновенные слова песни «Последний бой» Михаил Ножкин :
Мы так давно, мы так давно
Не отдыхали,
Нам было просто
Не до отдыха с тобой.
Мы пол-Европы
По-пластунски пропахали,
И завтра, завтра, наконец,
Последний бой.
Еще немного, еще чуть-чуть,
Последний бой, он трудный самый.
А я в Россию домой хочу,
Я так давно не видел маму.
А я в Россию домой хочу,
Я так давно не видел маму.
Четвертый год нам нет житья
От этих фрицев,
Четвёртый год солёный пот
И кровь рекой.
А мне б в девчоночку
Хорошую влюбиться,
А мне б до Родины
Дотронуться рукой.
Еще немного, еще чуть-чуть,
Последний бой, он трудный самый.
А я в Россию домой хочу,
Я так давно не видел маму.
А я в Россию домой хочу,
Я так давно не видел маму.
Последний раз сойдемся завтра
В рукопашной,
Последний раз России
Сможем послужить.
А за нее и помереть
Совсем не страшно,
Хоть каждый все-таки
Надеется дожить.
Текст: Владимир Касьянов