Из воспоминаний Петра Гавриловича Шумского, ст.лейтенанта, командира отделения 361 отдельной мотострелковой разведроты 991 стр.полка 258 СД:
11 февраля 1943 года в 22 часа 361-я отдельная мотострелковая разведывательная рота, которой я командовал, получила боевой приказ командования: выяснить силы противника в горняцком городе и на подступах к нему. Взяв с собой 15 разведчиков, большинство добровольцев, вооружив их лёгкими автоматическим оружием и гранатами, одев в белые маскхалаты, я повёл их на выполнение приказа командования. Это было то, что на военном языке называется разведка боем. При подходе к хуторам Маркин и Костиков гитлеровцы нас обстреляли. Узнав от местных жителей о силах немцев, мы разделились на две группы и атаковали врага с обоих флангов. Завязывая перестрелку, сея панику в рядах противника, группа выявляла огневые точки, силы врага. Данные оперативно были переданы стрелковому соединению. Фашисты не выдержали удара и бежали.
За освобождение города Шахты командование высоко оценило действия наших разведчиков. Восемь из нас были награждены орденом «Красной Звезды», семь – медалью «За отвагу».
За личное руководство разведгруппой в количестве 15 человек решительной атакой выбившей противника из хутора Костиков и продолжившей задание по разведке, Шумский П.Г. был награждён орденом «Красной Звезды».
Печёнкин Сергей Дмитриевич, ст.сержант, командир взвода 361 отдельной мотострелковой разведроты 258 СД участвовал в боях за х.Костиков и одним из первых ворвался вместе с рядовым-разведчиком Кремлевым Александром Ефимовичем в район пригородного посёлка и узнал данные о противнике. При этом они чуть было не попали в окружение, и только благодаря смелым и решительным действиям Кремлева, бросившего гранату и мл.сержанта Кашкина Алексея Никифоровича, уничтоживших при этом 3 фрицев, и тем самым проложивших путь, они смогли уйти и доложить командованию полка о скоплении 10 автомашин противника в посёлке шахты им. «Октябрьской революции». Исмагилов Дуард Исмагилович рядовой, помощник ком.взвода уничтожил 5 немцев. Все четверо были награждены орденами «Красной Звезды»
Якимов Всеволод Трофимович сержант, пом.командира взвода 361 отдельной мотострелковой разведроты 258 СД. При взятии хутора Костиков Якимов первым ворвался в хутор и уничтожил в рукопашной схватке 2 гитлеровцев. Выполняя дальнейшую задачу, вместе с тремя разведчиками он проник на южную окраину посёлка шахты им. «Октябрьской революции». Организовал в каменном доме оборону и вёл бой с превосходящими силами противника до подхода наших частей, тем самым наносил панику в тылу противника, который вынужден был отойти. Награждён орденом «Красной Звезды».
Басенко Василий Иванович рядовой шофёр 361 отдельной мотострелковой разведроты 258 СД не смотря на то, что противник обстреливал дорогу, ведущую к хутору Костиков, доставил к нему разведгруппу и участвовал в освобождении хутора, в дальнейшем, неоднократно доставлял разведгруппы к местам, указанным ком.роты. Награждён медалью «За отвагу».
Дятлов Борис Дмитриевич рядовой, ездовой 361 отдельной мотострелковой разведроты 258 СД зайдя во фланг противнику уничтожил 5 солдат и дал возможность продвигаться дальше стрелковому подразделению, тем самым ускорив занятие г.Шахты. Награждён медалью «За отвагу».
Коваленко Григорий Андреевич рядовой, разведчик 361 отдельной мотострелковой разведроты 258 СД участвовал в освобождении г.Шахты, ведя бой с мелкими группами противника, уничтожил при этом 4 солдат, и вместе с основной группой, участвовал в схватке у автомашины и уничтожении группы из 5 солдат и офицеров. Награждён медалью «За отвагу».
Козлов Василий Георгиевич старшина, зам.политрука 361 отдельной мотострелковой разведроты 258 СД доставил в 6:00 донесение разведчиков на КП командира дивизии, находившийся в 8 км от города. Награждён медалью «За отвагу».
Кукарцев Иван Кириллович рядовой, ординарец 361 отдельной мотострелковой разведроты 258 СД находясь в разведке, был связным командира роты и нач.разведки. Не смотря на то, что разведгруппы действовали на трёх направлениях, он все команды и указания доставлял вовремя, особенно группам, действовавшим на в х.Костиков и на южной окраине города. Награждён медалью «За отвагу».
Логинов Павел Павлович рядовой, шофёр 361 отдельной мотострелковой разведроты 258 СД участвовал в освобождении г.Шахты, ведя бой с мелкими группами противника, уничтожил при этом 6 солдат, и вместе с основной группой, участвовал в схватке у автомашины и уничтожении группы из 5 солдат и офицеров. Награждён медалью «За отвагу».
Ткачёв Иван Дмитриевич сержант, ком.отделения 361 отдельной мотострелковой разведроты 258 СД зайдя с правого фланга противника в х.Костиков освободил хутор. В дальнейшем, действуя со своей группой на окраине посёлка, нагнал паники противнику, который поспешил скрыться из посёлка, тем самым ускорив занятие г.Шахты. Награждён медалью «За отвагу».
Боевое донесение штаба 258 СД:
Утро 12 февраля 1943 года врезалось в память шахтинцам кроваво-красным рассветом, треском выстрелов и взрывами со стороны пос.шахты им. «Октябрьской революции». Подразделения 991 СП 258 СД наступали с восточной стороны города, двигаясь через пос. шахты им. Воровского, к центру города и его западной окраине. В пос. шахты им. Л.Б. Красина боев не было.
Воздушное прикрытие наших войск обеспечивали 272 НБАД, 2 САК,
Боевые распоряжения №65/ОП, 66/ОП и 68/ОП, штаба 8 ВА за период с 11.02.1943 по 12.02.1943 г.:
Боевой приказ №8/ОП штаба 8 ВА за период с 06.02.1943 по 15.02.1943 г.:
Боевой приказ №10/ОП штаба 8 ВА за период с 11.02.1943 по 12.02.1943 г.:
Из воспоминаний Семена Самуиловича Левина, командира 258-й стрелковой дивизии:
«…В боях за освобождение города Шахты активно помогали местные жители. В самый разгар боя, когда впереди сплошным столбом стоял дым от горящих зданий, когда кругом рвали снаряды и мины, бойцы увидели пробиравшегося к ним мальчишку. Звали его Емельянов Сергей. Он помогал нашему подразделению ориентироваться в лабиринте рек и домов. Вооружившись винтовкой, подросток стал вместе с солдатами вести огонь по фашистам. Этот юный патриот сразил двух оккупантов, засевших в развалинах. Не хотел от него отставать и брат Володя. Мальчуган притащил с собой немецкий пулемёт и передал его нашим бойцам. На наблюдательный пункт явился еще один мальчишка Даниил. Он принѐс в мешке немецкие патроны, и, хотя эти патроны для нашего оружия не годились, факт этот очень тронул бойцов…»
14-летний Николай Емельянов и его старший брат Владимир жили в Шахтах, в поселке шахты имени Воровского, неподалеку от террикона. Его дом и сейчас находится напротив современной школы № 22 (прим.авт. Школу построят неподалеку от клуба шахты им.Воровского).
Николай Михайлович Емельянов ушел из жизни очень рано, трагически, в 48 лет, в 1977 году. В воспоминаниях своих жены Ядвиги (в городе ее звали Надежда) Станиславовна (в девичестве Девялтовская), сыновей Юрия и Михаила (на снимке) он остался добрым и работящим человеком, построившим своими руками дом. Работал на шахте им. Л.Б. Красина крепильщиком, потом трудился в геологоразведке.
Старший брат Николая Емельянова, также помогавший советским воинам, Владимир Михайлович Емельянов, избрал военную стезю, службу нес в Уссурийске. Воспитал двоих сыновей, ставших капитанами дальнего плавания.
Из воспоминаний Петра Гавриловича Шумского, ст.лейтенанта, командира отделения мотострелковой разведроты 258 СД:
«…На рассвете 12 февраля 1943 г. мы подошли к реке Грушевка. Балка была густо заминирована и опутана проволочными заграждениями. Преодолев препятствия, мы небольшими группами проникли на восточную окраину и в центр города Шахты. В начале завязалась жаркая перестрелка, а в пять часов утра мы перешли в атаку, перехватили центральную улицу…»
Четырнадцатилетний пионер школы №25 Коля Калабухов встретил наших разведчиков в ночь на 11 февраля 1943 г. на окраине поселка шахты им. «Октябрьской революции» и провел их до Грушевского моста. В завязавшейся у моста перестрелке Коля был убит.
Информация из Книги Памяти г.Шахты:
К сожалению, до сих пор не удалось найти родственников Николая Калабухова и установить место его захоронения. Нет информации о нем и в школе №25.
Река Грушевка в те дни мало чем отличалась от дней нынешних. Ширина её была такая же, глубина в тех же отметках. Достаточно стать на пешеходном мостике в начале улицы Советская, чтобы убедиться в этом. Это сейчас он пешеходный, а раньше он был основным, связывающим ул. Советскую с ул. Шоссейной. Построен он был ещё до революции, во время войны уцелел и был использован разведчиками для перехода к центральным улицам города.
Опоры нынешнего пешеходного, это остатки того самого Грушевского моста.
Этот снимок часто приводят, как доказательство крупных боёв в городе, хотя он не предназначался для перемещения автотранспорта и прохода.
Так что, его подрыв не имел никакого фортификационного смысла и никак не мог задержать продвижение противника, раз рядом был действующий мост. А учитывая, что всю оккупацию город оставался без электричества, то факт его подрыва вместе с трамваем, был более чем бессмысленным.
Далее, к центру города, разведчиков 258 СД повели трое шахтинских юношей - Антонов, Новиков и Балабин. Они повели наших бойцов в центр г.Шахты, к площади им.Ленина, двигаясь по трём параллельным улицам (ул.Шевченко, Советская и 3-го Интернационала (ныне ул.Ленина). Немцы убегали, отстреливаясь. Вражеская пуля сразила Юрия Балабина.
К сожалению, до сих пор не удалось найти родственников Юрия Балабина и установить место его захоронения. Нет данных и о двух других подростках – Антонове и Новикове.
Поскольку затяжных боев в городе не было, то солдатами подразделений 991 стр.полка 258 СД было осуществлено преследование и уничтожение арьергардных групп противника, проведена "зачистка" территории города, сбор пленных (дезертиров, бывших в "самоволке" и не знавших об уходе своих, отступавших через город отдельных подразделений с северо-восточной окраины города), что потребовало немало времени. При этом огромную помощь в этом оказывали шахтинцы, прекрасно знавшие свои районы и текущую обстановку в городе. Имели место локальные стычки с противником, с погибшими с обеих сторон. Было освобождено около 600 советских военнопленных, находящихся в лагерях, а также лагере-лазарете в школе №10. Находящихся там врачей и больных, из числа военнопленных, фашисты перед отступлением согнали в подвал здания и заминировали вход.