Найти в Дзене
Душа на колесах

Турбовинтовой бомбардировщик ТУ-95: превращаем ночь в день

Не так давно мы познакомились с необычным советским проектом – атомолетом, стратегическим бомбардировщиком с ядерными двигателями, который мог бы преодолеть рекордное расстояние в 30000 км и находиться в воздухе до двух суток без дозаправки. К сожалению, проект признали бесперспективным и свет он так и не увидел. За основу будущего атомолета взяли ТУ-95 – турбовинтовой стратегический бомбардировщик, первый из которых строился еще по личному приказу Сталина. С тех пор машина пережила множество модификаций, использовалась в качестве научной лаборатории, как пассажирский межконтинентальный лайнер, самолет-носитель системы дальнего радиолокационного обнаружения, военно-транспортный самолет. И до сих пор находится на вооружении ВКС РФ. Символ холодной войны ТУ-95 сразу заявил о себе, появившись на параде Победы в 1955 году. Пролетев над Красной площадью в сопровождении МиГ-15, он разом перечеркнул все планы Запада по внезапному, а главное – безответному, удару по территории СССР. Еще одна
Оглавление

Не так давно мы познакомились с необычным советским проектом – атомолетом, стратегическим бомбардировщиком с ядерными двигателями, который мог бы преодолеть рекордное расстояние в 30000 км и находиться в воздухе до двух суток без дозаправки. К сожалению, проект признали бесперспективным и свет он так и не увидел.

За основу будущего атомолета взяли ТУ-95 – турбовинтовой стратегический бомбардировщик, первый из которых строился еще по личному приказу Сталина. С тех пор машина пережила множество модификаций, использовалась в качестве научной лаборатории, как пассажирский межконтинентальный лайнер, самолет-носитель системы дальнего радиолокационного обнаружения, военно-транспортный самолет. И до сих пор находится на вооружении ВКС РФ.

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Символ холодной войны

ТУ-95 сразу заявил о себе, появившись на параде Победы в 1955 году. Пролетев над Красной площадью в сопровождении МиГ-15, он разом перечеркнул все планы Запада по внезапному, а главное – безответному, удару по территории СССР.

Еще одна крупная демонстрация советской мощи пришлась на 1966-й, когда два ТУ-95 вышли на перехват американского авианосца Forrestal, в Норфолк. С палубы навстречу советским самолетам сразу поднялись два F-4B «Фантом». Некоторое время они сопровождали наши бомбардировщики, а затем отстали.

На память о той встрече остались черно-белые снимки нашего Ту-95 и палубы «Форрестела». Хотя инцидент закончился мирно, а по воспоминаниям пилота одного из «Фантомов» встреча и вовсе походила в благожелательной атмосфере, американцам было над чем подумать.

ТУ-95МС фото Sergey Krivchikov - Russian AviaPhoto Team
ТУ-95МС фото Sergey Krivchikov - Russian AviaPhoto Team

Новое время

С тех пор прошло много лет, а ТУ-95 все еще находятся на вооружении ВКС РФ, оставаясь единственным в мире серийным турбовинтовым бомбардировщиком-ракетоносцем.

Именно двигатели сделали его по-настоящему экономичным, а до некоторого времени и малозаметным тяжелым самолетом. Особенно в сравнении с реактивными моделями, которые легко вычисляются по характерному инверсионному следу.

Казалось бы, время этих неповоротливых гигантов прошло. Однако на вооружении ВКС РФ остается еще около 60 единиц техники, а сами самолеты хоть и давно не выпускаются, но продолжают модернизироваться.

Динозавр на посту

Сегодня Ту-95МС (а это большая часть группировки) несет на себе крылатые ракеты X-55. ТУ-95МСМ доработаны для Х-101 и Х-102 (X-101, но с термоядерной боеголовкой). Эти ракеты весом около 2,5 т способны лететь со скоростью до 270 км/ч, преодолевать расстояние в 5500 км, сохраняя точность попадания в 10-20 м.

Каждый ТУ-95МС способен нести до 8 таких ракет на внешних подвесках. И, что самое главное, для точного удара ему даже не нужно входить в зону поражения вражеских систем ПВО. Так что маневренность и незаметность тут уже ничего не решает.

X-101 фото  Dmitry Terekhov
X-101 фото Dmitry Terekhov

Самый свежий пример боевого применения турбовинтовых бомбардировщиков – удачное поражение целей в Павлограде в ночь с 30 апреля на 1 мая 2023 года. Сообщается о вылете 14 машин с общим залпом 112 ракет. Вражеские системы ПВО предварительно вскрыли массированным налетом «Гераней».

Правда, западные СМИ сразу же написали, что атаке подверглись мирные склады, а никак не стратегические объекты. Что ж, вилы и грабли в тех мирных сараях детонировали еще около двух часов, превратив тихую южную ночь в белый день. А ТУ-95, отстрелявшись, спокойно вернулись на базы.