Можно долго говорить, а можно просто показать.
Сравните 2 разговора:
– 1 –
не.коучинг
Сын сидел дома в выходные:
- Мама, мне скучно. Чем мне заняться?
Я тогда была не в ресурсе (как модно говориться) и попыталась съехать с разговора:
- Я не знаю.
- Тогда мультик?
- Нет, Леша. Просмотр будет вечером. Начинать день с мультиков не самый лучший выбор. После этого не хочется творить. Придумай что-то.
- Я не знаю что.
- Может энциклопедия про воду? Или пазлы? А еще ты забыл про робота на управлении. И про свою коробку с мелкими игрушками. А помнишь ты хотел нарисовать рисунок?
- Нет, это все скучно.
Сын вошел в роль привереды, которому уже ничего не понравится. Разве только если я станцую с бенгальскими огнями и насыплю ему облака сахарной ваты.
Одним словом, дам заряд мотивации за свой счет. Или прокачу сына на эмоцилнальных качелях от плюса к минусу и снова к плюсу. Родители меня поймут))
Я чувствую легкое раздражение. И вряд ли я смогу реально поддержать сына.
– 2 –
коучинг
И вот сейчас сын снова сидит дома:
- Мама, мне скучно. Что мне делать?
- Хм, а что бы ты хотел?
- Поиграть в игру и посмотреть Соник.
- Понимаю. Но ты же знаешь, игры на телефоне ограничены, а мультик будет вечером.
- Да, знаю. А что тогда делать?
- У тебя какие идеи?
- Не знаю.
- (я молчу и внимательно слушаю, не переключаюсь на домашние дела)
- Ну можно сделать из бумаги что-то.
- Классная идея. Ты давно не мастерил. А что-то еще придумал?
- Можно сделать открытку Лизе. У нее день рождения через 2 недели, а мы скоро поедем загород – я и не успею сделать перед праздником. И еще поиграть с ракеткой.
- Классно все! А заранее сделать открытку будет для нас и вправду удобнее. А рассказать, что я тоже вспомнила?
- ?
- Микроскоп! У тебя не доходили до него руки из-за школы и занятий.
- Точно!
- И чем тебе хотелось бы заняться в первую очередь?
- Я хочу сделать кое-что из бумаги и потом посмотреть в микроскоп всякие предметы. А открытку я нарисую завтра.
И сын довольный побежал делать что-то из бумаги.
Второй способ даже визуально по тексту – дольше. Он требует от меня терпения, уважения, готовности говорить на равных и веры, что сын прекрасно знаем сам что ему надо.
Второй способ требует от меня закрытие первичных потребностей. А сверху: ресурс, спокойствие, собранные годами знания о психике людей, постоянное отслеживание реакций и безостановочную работу над своим мышлением.
Но когда я вижу как растет инициатива, самостоятельность и внутренняя мотивация, то я готова снова и снова вкладываться во все это. Не только с сыном.
Я ничему не учила сына. В поле принятия и внимательного слушания он наблюдал за своими мыслями и желаниями. Нашел ответ и, что важно, мотивацию действовать. От скуки не осталось и следа.
Что еще я могла сделать?
Показать, что скуки не существует. Направить его внимание на тот момент, в который возникает мысль о скуке.
Или мы могли бы изменить отношение к скуке: убрать негативную окраску и узнать что из нее вообще рождаются творческие идеи.
Но это не коуч-беседа, а вечерний разговор с маленьким сыном.
Благодарю, что дочитали. Если вы хотите поддержать регулярный выход постов, поставьте лайк и подпишитесь на канал, пожалуйста.
Изображение: Александр Гажур – Разговор