Найти тему
4,7K подписчиков

Лучшие финальные песни (музыкальные подборки, часть 14)

359 прочитали
Первая композиция музыкального альбома (не берём разного рода интро, прелюдии и прочие вводные элементы) это в большинстве случаев лицо альбома, композиция, после прослушивание которой задумаешься: а

Первая композиция музыкального альбома (не берём разного рода интро, прелюдии и прочие вводные элементы) это в большинстве случаев лицо альбома, композиция, после прослушивание которой задумаешься: а слушать ли дальше? Конечно заядлого меломана неудачной «открывашкой» не остановишь, мы то знаем, что жемчужины часто скрываются на дне.

Но сегодня не об этом. Не малую роль, на мой взгляд, играет и финал альбома – последняя композиция (не берём в счёт аутро, файналы и прочие украшательства), композиция, которая ждёт слушателя по истечении всего хронометража (а он может быть не малым, особенно если это какое-нибудь концептуальное двухчасовое полотно).

О финалах альбома я задумался, когда в рубрике «Альбом недели» готовил материал про Blue Oyster Cult и их альбом Secret Treaties (1974) в завершении которого стоит великолепная Astronomy (некоторые слушатели пишут, что наличием этой композиции можно оправдать существование всего альбома, я не согласен).

Есть ли ещё завершающие песни подобной силы? Есть, и сегодня мы их послушаем.

Начну я с одной из своих любимых групп – RUSH, а именно с композиции – The Garden, которая, по стечению обстоятельств завершила не только альбом Clockwork Angels (2012), но и всю студийную дискографию коллектива.

Большим искушением было поставить на её место инструментал La Villa Strangiato, который закрывает альбом Hemispheres (1978), или одну из моих любимых композиций Mystic Rhythms (1985) но инструментал уже пусть и давно фигурировал в одной из подборок, а Mystic Rhythms была затронута в материале об альбоме Power Windows (1985) то The Garden победила.

Я не сразу полюбил The Garden, впрочем, как и весь альбом 2012, но в какой-то момент сочетание струнных аранжировок, печальных интонаций Гедди Ли и текста Нила Пирта, сводящийся к тому что всё конечно и часы рано или поздно остановятся, но the measure of a life is a measure of love and respect, пробили во мне эмоциональный барьер.

И это, как оказалось в дальнейшем, не было разовым явлением, потому что до сих пор The Garden покоряет моё сердце при каждом прослушивании.

Следующие в списке – Metallica с их финалом дилогии Load-ReLoad восьмиминутной Fixxxer. Да, её место вполне могла бы занять Outlaw Torn, но я отдам первестно Fixxxer, поскольку с альбомом ReLoad у меня особо тёплые отношения. Вязкая и густая, словно вулканическая магма, медленно бурлящая в жерле Fixxxer затягивает слушателя своей мелодикой. Ну и куда же без Джеймса Хэтфилда, чей вокал я очень люблю, особенно в припеве:

Tell me, can you heal what Father's done?
Or cut this rope and let us run?
Just when all seems fine and I'm pain free
You jab another pin, jab another pin in me

Marillion. Классики нео-прога, чьё творческое наследие нравится мне очень выборочно, а вот альбом marillion.com 1999 года не нравится вовсе, но есть в нём одна композиция, наличие которой оправдывает для меня существование этой записи – финальная House.

Медитативная, с эмбиентными клавишами Марка Келли, вроде без цепких мелодических моментов, но тут появляется труба Нила Йетса и всё. Маленькая аранжировочная находка и слушатель, в данном случае я, на крючке. А играет Йетс протяжные ноты в стилистике cool, всё как я люблю, и когда финальные 4 минуты солирует его труба мне хочется, чтобы эта кода не кончалась как можно дольше.

У The Rolling Stones крутых финальных песен раз-два и обчёлся, но есть среди них такая супер-вещь, как You Can't Always Get What You Want. Мне правда не очень нравится этот хорал в начале, но ничего, зато дальше начинается веселье. Эл Купер разукрашивает композицию бодрым клавишным ритмом, за ударные на этот раз отвечает Джимми Миллер, со слов Джаггера Чарли Уоттс никак не мог справиться с ритмикой трека в студии, хотя в будущем на концертах справлялся на ура. Помимо ударных в треке ещё звучат конги, маркасы и тамбурин, а регулярно повторяющийся рефрен из заглавия композиции добавляет ей атмосферы племенных плясок.

Queen. Да, признаюсь, что это заход с козырей и сама композиция уже настолько заезжена, что уже одно её название может заставить поморщиться. Но делает ли это её хуже? Нет. Конечно немало очков The Show Must Go On добавляет факт кончины Фредди Меркьюри, который будто бы оставляет своим поклонникам завещание, но и без этого флёра жизнеутверждающий, искренний (не чувствую я в ней никакой фальши, кто бы что не говорил) и цепляющий финал альбома Innuendo (1991) это одно из лучших завершений музыкального альбома, которое я слышал.

Black Sabbath. Альбом Heaven and Hell - великолепная запись, подарившая рок-музыке такие вечные темы, как Neon Knights, Die Young, Children of the Sea и заглавный трек, но есть у неё ещё и впечатляющий финал в виде Lonely is the Word. Да, в ней не самый выразительный, по меркам альбома рифф, но на третей минуте Тони Айомми начинает плести гитарные кружева и вот тут начинается магия, а потом и Джефф Николс добавляет отличные фоновые клавиши и всё это великолепие продолжается до самого конца т.е. более трёх минут. Жаль только, что композиция завершается затухание, а не эффектной нотой.

Starless. Кульминация творчества King Crimson в первой фазе, а тогда (в 1974) кульминация всего творчества, потому что группа была вскоре распущенна Фриппом, а о воссоединении начала 80-х понятное дело никто не знал, да и не думал. И про кульминацию я нисколько не лукавлю, потому что если бы меня попросили выбрать одну композицию для иллюстрации музыки Фриппа в обозначенный период – это была бы Starless. В ней собралось всё: медитативная отчуждённость, прото-металлическая агрессия, гитарные изыски Фриппа. И сшиты эти элементы без единого зазора, монолит двенадцатиминутного полотна не имеет изъянов.

У Iron Maiden очень много эффектных закрывающих песен, будь то панковая Iron Maiden на дебютнике, величественная Halloweed be thy Name на Числе Зверя, резвая Only the Good Die Young и распевная Fear of the Dark, но при составлении данной подборки я обратился к поздним работам группы. Мне очень хотелось взять сюда Empire of the Clouds, но она уже когда-то упоминалась в разговоре об эпиках, поэтому выбор пал на When the Wild Wind Blows.

Я знаю, что эпики Maiden часто упрекают в искусственном надувании хронометража и When the Wild Wind Blows не будет исключением (обрежьте это нужное акустическое вступление!), но меня подобные вещи никогда не беспокоили, потому что за вступлением музыканты в абсолютном большинстве случаев смогли выдать интересную главную тему. А уж про соло я говорить не буду, Maiden умеют использовать козырь в виде трёх гитаристов в составе.

Ещё одним прекрасным финалом студийной дискографии могли бы отметиться Pink Floyd, чья High Hopes два десятилетия была последним студийным треком на последнем студийном альбоме группы. Потом правда появился Endless River (2014), который тоже завершается хорошей песней, но Louder than Words до финала Division Bell как до Луны. До сих пор, а прошло уже почти 20 лет с того момента, как я впервые услышал High Hopes, скупые гитарные ноты Гилмора попадают точно в цель, достигая катарсиса в коде, затихающей под звон колоколов.

Ну и в завершении сегодняшнего путешествия тихая полуакустическая Road Trippin от RHCP, которой завершается легендарный Californication (1999). Здесь нет фанковых ритмов и панковского отрыва, и барабанов Чеда Смита тоже нет, но есть лирическая мелодия, нежное пение Энтони Кидиса и атмосфера дружеского путешествия.

Продолжение обязательно будет, а пока я попрошу вас рассказать о своих любимых финальных композициях.

Предыдущие выпуски рубрики "Музыкальные подборки":

Подписывайтесь на канал, будет интересно.