Беседуя с делегацией иностранных рабочих, приехавших на празднование 10 годовщины Октября, Сталин ответил на каверзный вопрос о том, почему установлена государственная монополия на производство и продажу водки: «Сейчас наша политика состоит в том, чтобы постепенно свертывать производство водки. Я думаю, что в будущем нам удастся отменить вовсе водочную монополию, сократить производство спирта до минимума, необходимого для технических целей, и затем ликвидировать вовсе продажу водки». («Правда. 1927, 13 ноября)
Насколько серьёзно Сталин это говорил, неизвестно, но жизнь вмешалась: необходимо крепить оборону, и Сталин в в 1930 г. пишет В.М. Молотову, первому секретарю московского горкома партии: «Нынешний мирный состав нашей армии с 640 тысяч придется довести до 700 тысяч. Но для «реформы» потребуются немаленькие суммы денег. Откуда взять деньги? Нужно, по-моему, увеличить (елико возможно) производство водки. Нужно отбросить ложный стыд и прямо, открыто пойти на максимальное увеличение производства водки на предмет обеспечения действительной и серьезной обороны страны». (Сталин И.В. Сочинения. Т. 17. Тверь: Северная Корона, 2004).
Задача понятна, только больше деньги взять негде. Социалистическое хозяйство не может произвести необходимое количество товаров народного потребления, поэтому на руках населения остаются деньги, которые нужно обменять на коммерчески выгодный продукт (продать товар!), а в достатке есть только один – водка. Власть печатает деньги, выдаёт их (зарплата), а в качестве товарного наполнения может предложить только алкоголь.
Почти сразу появится решение Политбюро ЦК: «Принять программу выкурки спирта в 90 миллионов вёдер в 1930/31 году». (там же)
Считая тогдашнее население в 155 миллионов человек, а ведро по дореволюционной мере объёма – 12,3 л, получим до 60 л спирта (120 бутылок водки) на каждого мужчину старше 18 лет.
И стала водка главным товаром массового спроса, потому что больше в достаточных количествах предложить населению власть ничего не могла. Вот здесь хотел бы заметить тем, кто начнёт громить афффторка за то, что он не понимает, что нам нужно было «за 10 лет пробежать тот путь, который другие страны...» и крепить оборону, поэтому афффторок и жив сейчас, сидит на диване и пишет...
Дело всё в том, что ситуация продолжала оставаться такой же всё время: и в годы пятилеток, и в период восстановления хозяйства, и на пути построения развитого социализма, поэтому когда Е.К. Лигачёв, поддержанный М.С. Горбачёвым, начал печально знаменитую антиалкогольную кампанию, глава Госплана Н. Байбаков предупреждал, что алкоголь занимает 24% товарооборота – если сократить производство и продажу водки, это разрушает финансовую пирамиду, заложенную при организации социалистического хозяйства, где в основе лежали вовсе не интересы населения. Система строилась как мобилизационная, поэтому никогда не предназначалась удовлетворять потребности населения, и все попытки её изменить, преобразовать, чтобы улучшить качество жизни населения, были бесплодны.
Поэтому даже сейчас, когда мы как будто бы живём в капитализме, система по-прежнему производит только оружие (правда, всё труднее и труднее – нет рабочих и инженеров, и даже в ситуации СВО и резкого повышения зарплат люди не кинулись к станкам), а для того, чтобы получать прибыль элите и заткнуть китайским ширпотребом население, продаются нефть и газ.
Система не подлежит реконструкции – как там в знаменитой песне: «До основанья...», и только потом – строить на совершенно других принципах.