Доктор вечером ещё раз зашел к Ядвиге, акупунктировал её и дважды ещё повторил процедуру на следующий день. Температура спала, и она выздоровела. Молодой японец пригласил Ядвигу быть его и его родителей гостем в Нагасаки. Ядвига с радостью согласилась, поделилась новостью с Бобиком, который был в восторге, потому что скорое расставание и может быть навсегда с новым другом представлялось ему невыносимым.
Родители доктора жили в красивом доме на окраине шумного делового города. Молодой доктор ввёл своих друзей. Аналогично китайской традиционной приветственной церемонии некоторое время посвятили обмену изысканными с точки зрения Бобика обстоятельными уверениями в дружбе. Дом Бобику очень понравился, он был построен очень легким и имел одну открытую стену, выходившую в садик. Не было никакой мебели, кроме циновок, на которых сидели, и маленьких низких столиков. На стене висело одно единственное украшение, какемоно.
После того, как они помылись и отдохнули с дороги, их пригласили на чайную церемонию. Они вышли из дома и через садик прошли к маленькому незаметному домику, выглядевшему как беседка. Весь садик был величиной всего вдвое больше, чем салон в Гиреево. Бобик был поражен, что можно посещать такой маленький садик. В этом крошечном образовании был ещё крошечный прудик с золотыми рыбками, были карликовые сосны, выглядевшие миниатюрами настоящих сосен и много кустиков с чудесными цветами. Обветренная статуя Будды выглядывала из кустов. Путь от дома до чайного домика составлял вероятно двадцать шагов, но туда вела не прямая дорожка. Они прошли извилистой тропинкой, устланной плоскими камнями.
Маленький домик оставлял впечатление убогости и пустоты. Стены были из плетеных из мочала циновок. В нише, Токонома, стояла большая бронзовая фигура Будды с поднятой правой рукой, большой и указательный пальцы которой соединялись в кольцо. Несколько в стороне стояла большая ваза с несколькими сухими ветками, листьями и несколькими свежими цветами. Всё выглядело совсем иначе, чем принятые у нас пышные украшения из больших букетов. Это образование оставляло впечатление случайного и небрежного, оно было не симметрично, и можно было подумать, что это дети, как это делают дети, совершенно случайно собрали на прогулке в лесу и на лугу сухие сучки и веточки травы, еловую шишку и какой-то цветок. Но, однако, от этого букета изливалась большая притягательная сила. В углублении в полу тлели угли, над которыми стоял чёрный литой железный чайник.
Ядвига, Бобик, доктор и его родители сели на маленькие циновки, перед ними были поставлены на миниатюрных столиках чашечки без ручек с чаем без обычных у нас конфет и печений. Обменявшись любезностями прихлёбывали чай. Бобик про себя критиковал отсутствие ручек у чашек. Было действительно трудно держать горячую чашу двумя руками и подносить ко рту. Соблюдалось полное молчание, но молчание было радостным и непринужденным. Когда дома случалось, что только на несколько секунд разговор замирал, старались как можно быстрее молчание прервать и оживить общение, хотя очень редко говорили о действительно важных или возвышенных вещах.
Здесь не велись разговоры, но молчание удивительным образом связывало очень разных людей друг с другом, они чувствовали себя взаимно расположенными и близкими. Этот симпатичный чужой мир потряс Бобика. Он ещё не понимал смысл, но чувствовал, что каждая вещь здесь имеет тайное символическое значение, что всё существование приподнимается от священного глубокого основания гораздо чище и интенсивнее, чем у него на родине.
Он пригнулся к доктору и шепнул, что у него много вопросов к нему, и не может ли он ответить, если это его стремление не является нескромным. Бобик сам себе удивился, насколько он стал китайским или может быть японским. Ему бы раньше не пришло в голову говорить столько предварительных обходительных вежливых слов, он бы просто спросил и баста! Доктор пообещал, что погуляет с ним в садике.
– Но как можно гулять в маленьком саду, он такой миниатюрный?! У нас, когда ты к нам приедешь, мы поедем верхом через леса и луга на несколько часов! Приезжай ко мне в гости!
– Если ты меня пригласишь, я буду твоим гостем, а сегодня ты мой милый гость и я тебя буду сопровождать на прогулке. Смотри, мы живём на нескольких островах, у нас много людей и мы живём очень плотно друг с другом, и чтобы мы все могли жить, мы развили некоторые качества, чтобы наименьшим образом беспокоить других. В вашей стране просторно. Когда вы хотите кого-то позвать, кто от вас находится в отдалении, вы должны громко кричать, чтобы быть услышанным. Это ваше хорошее право.
Если бы мы у нас закричали, то могли бы напугать, поэтому мы тихие, мы говорим и поём тихо, чтобы не мешать соседям. Это собственно не достоинство, а необходимость. И, понимаешь ли, так как у нас нет больших лесов, лугов и парков, мы создаём наш маленький собственный мир. Ты увидишь, мы можем часами идти этими извилистыми тропинками, и небольшой ландшафт всё время изменяется. Мы так организуем камни, кусты и деревья, что есть постоянное чередование, и мы в маленьком имеем впечатление величины, простора и разнообразия.
Мы народ простых рыбаков, производителей риса и воинов, и мы воспитаны жестко. Мы ценим бедность, которая делает нас свободными. Наш учитель Будда и ваш Господь Христос оба были добровольно бедными и учили бедности и независимости от собственности. Потому наши дома крайне просты, и мы выставляем в помещении только одну картину, вазу или фигуру Будды. У нас нет специальных спальни, столовой и гостиной, мы спим на лёгких циновках на полу, мы едим, сидя на корточках на полу, таким же образом мы учимся, пишем, музицируем, и мы обходимся без множества ненужных вещей, без которых европеец жить не может.
Цветы в вазе – это не просто срезанные и купленные растения, Наши женщины сами их подбирают и соединяют, каждый букет что-то означает, это не только эстетическое украшение, но совершенно определенное высказывание. Так, например, букет икебаны в чайном доме означает: "Милые чужестранцы милым летним вечером", – это как бы тихая овация тебе и твоей маме. Мы создаём в нашей бедности себе богатый и прекрасный мир, и всему радуемся. Так радоваться может только тот, кто свободен от собственности и того, что ему может быть подарено, и того что он сам творчески созидает, не рассматривая его как исключительно им управляемое добро.
Бобик понял и поблагодарил своего друга. Как он был далёк от такого образа жизни и мировоззрения, но теперь в нём возникла потребность жить таким образом и существенно измениться.
Через несколько дней доктор проводил их в порт на судно, которое должно было доставить их на родину, во Владивосток. На причале они попрощались. Доктор достал свёрток, извлёк чёрную шкатулку и протянул Бобику. В неё была фигурка из слоновой кости. Бобик порывисто обнял друга, он так мечтал о таком человечке для акупунктуры. Он крепко сжал шкатулку в своих руках.
– В этом подарке я принимаю всю Японию вместе с тобой к себе на родину. Приезжай к нам. У нас нет таких красивых садов, чайных домиков и икебан, но мы сможем часами скакать верхом и много друг другу рассказать! Приезжай, не откладывая!
Японец низко поклонился Ядвиге и Бобику и их покинул. Бобику было больно расставаться, хотелось догнать и ещё раз обнять друга, но он себя преодолел. Его друг так себя не повёл бы.
Пароход доставил их во Владивосток, они снова были на родине. Родной русский город с большими площадями и широкими улицами, мощенными булыжником, золотыми куполами церквей, раскидистыми особняками дворян, богатых купцов и присутственных мест, перемежающихся с маленькими домиками и деревенскими избами. Извозчики, маленькие выносливые лошадки в оглоблях под дугой, громкие крики торговцев мороженым, огурцами, курами, арбузами, картофелем… Всё, как всегда. Позади остались недели очарования. Они должны были сбросить с себя чужую скорлупу и снова стать русскими. Но чужой дух и очарование проникли внутрь, в сердце, и никогда больше при виде китайца в его привычном синем ватном одеянии с косой, нагруженного кипой шелка или рулонами цветной бумаги, не приходила небрежная мысль: "А, кули, все эти китайцы!"
Привезенные из Японии какемоно и рисунки тушью из Китая были торжественно развернуты и повешены на стены. Прислуга была этим единодушно возмущена. Фрося крестилась и кричала:
О, Боже, Боже, Господа подались в язычники и принесли в дом дьявольского дракона! Господи, спаси и сохрани нас от него, это приносит только несчастье! – Бобик возмутился таким совершенным непониманием и суеверием и ответил ехидно:
– Ты глупая, это же чудесные произведения искусства, а это небесный дракон, он добрый и несет людям целительные силы. Ты ничего в этом не понимаешь!
– Не я глупа, а ты. Ты там у желтых предал веру своих предков, вы сами оба стали желтыми. Какая глупость, дракон в небе, кто его там видел? У нас в небе только любимый Бог и Его Ангелы, а твои драконы – это черти, дети Сатаны, которого наш любимый Архангел Михаил изничтожит своим огненным мечом! В любом случае, если эти драконы останутся здесь висеть, я ухожу, и посмотрим, кто согласится у вас работать! И остальные – она строго посмотрела на своих товарищей – тоже не останутся в не христианском доме! – Остальные утвердительно кивали головами. Ядвига сердито посоветовала им идти работать. Неохотно, с ворчанием все покинули салон. Что делать?
– Мы не должны поддаваться запугиванию, мама! Отпусти их, мы найдём других!
– Гиреево маленькое место, они знакомы со всеми здесь и так всех настроят, что к нам никто больше не придёт, но мне пришла в голову другая мысль. У тебя нет ощущения, что действительно эти чудесные произведения искусства не вписываются гармонично здесь на обоях в стиле рококо среди зеркал, портретов и пейзажной живописи. Собственно, нужно всё делать последовательно, как это делают японцы: помещение нужно полностью очистить. Я умею красить. Тогда можно было бы повесить дракона. А так он стал бы у нас злым. – Они молча скатали в рулоны какемото и рисунки тушью.
----
Подписывайтесь, что б не пропустить новые статьи
Полное содержание статей в этом блоге по данной ссылке.
Пост знакомство - обо мне, о том, кто завел этот блог.
#пересказкниг #снемецкогонарусский #переводкниг #владимирлинденберг #философияоглавноем #мыслиобоге #историячеловека #линденберг #челищев #книги #чтопочитать #воспоминанияодетстве #лебедевад #лебедевалексейдмитриевич