Найти в Дзене
Лахта Центр

В «ДЕРЕВНЕ ХУДОЖНИКОВ»

#чистопитерскийхарактер

Шувалово, Озерки и Коломяги стали местом притяжения в середине 80-х годов прошлого века. В пустующих, официально признанных непригодными для жилья домах на окраине Ленинграда местная администрация предоставила художникам помещения под мастерские с условием сохранить и восстановить их. И в места, где столетие назад гулял Александр Блок и раздавался скрип уключин над Суздальскими озерами, потянулись художники.

Первопроходцами были скульпторы Леонид Колибаба и Дмитрий Каминкер. Пустующий пункт сбора стеклотары неподалеку от вокзала на станции Шувалово выбрали для резиденции Виктор Данилов и его жена Надя. В заброшенной даче начала XX века с резьбой и двухэтажной верандой на Главной улице стали работать Лев Сморгон — один из главных представителей ленинградской школы скульптуры, его дочь Марина Спивак с мужем — скульптором Александром Позиным, скульптор Сергей Борисов. Перед домом на поляне естественным образом вырос Сад скульптуры, в котором сейчас проводятся симпозиумы и мастер-классы.

В мастерской Марины Спивак
В мастерской Марины Спивак

На Новосельковской улице в доме в стиле модерн с сохранившимися фрагментами интерьера была когда-то огромная коммунальная квартира. Коммуналку расселили, и здесь обосновались Марина Алексеева и Борис Казаков. В доме, по легенде принадлежавшем в давние времена гробовщику, а на самом деле купцу первой гильдии Филиппову, они организовали арт-галерею «Сельская жизнь» и стали выпускать одноименный журнал. Марина занимается живописью, керамикой, делает маленькие кукольные домики с движущимися персонажами и звуком — «искусство в коробках», Борис — анимацией и кино на 35-миллиметровую пленку.

По соседству, в доме на Рябиновой, — мастерская художницы-керамиста Татьяны Николаенко. Ее творчество знакомо петербуржцам по куклам, выставленным в витринах Театра марионеток им. Деммени на Невском проспекте. До революции в мастерской находилась прачечная, обслуживающая дачников. В 1999 году Татьяна организовала летнюю детскую школу под названием «Мы живем вместе с художниками». Дети занимались в керамических и иконописных мастерских, снимали кино и писали этюды, а потом их работы показывали на совместных со взрослыми выставках.

Работы Татьяны Николаенко
Работы Татьяны Николаенко

В 1991 году участницей озерковского объединения стала Геля Писарева, работающая в традиции русской деревянной скульптуры и пишущая картины, в которых сцены деревенской жизни выглядят как библейские. Геля говорит, что, изображая женщин, стирающих белье на улице, она в каждой видит черты Богоматери.

В саду у Гели Писаревой
В саду у Гели Писаревой

Вспоминая, как начиналась «Деревня художников», Дмитрий Каминкер рассказывает: «Мы уехали в Озерки, в Шувалово. Здесь было тихо, дешево и просторно… Зимой трещали дрова в печи, вода — в колонке, удобства — во дворе. В небольших дворах подрастали дети, собаки и… скульптуры. Город где-то далеко за снегами. Материала для работы кругом полно — камень, железо, дерево. Мы спасли дома и сами спаслись вместе с ними, как Ной в своем ковчеге…»

Как-то в нулевых Виктор Данилов (1946–2010), невероятный выдумщик, отвечая на вопрос журналиста, что такое роскошная жизнь, ответил: «Вот она и есть, эта роскошная жизнь, — когда вышел из дома в сад, повел гулять собаку, купил в лавке хлеб и молоко. Встретил по дороге друга. Поговорил». Жизнь роскошна, как дар. Эту роскошную жизнь с котами, собаками, купальщицами, русалками, белыми птицами, велосипедистами и писал Данилов.

В «Деревне художников», находящейся на дистанции от суетного города, можно было свободно греметь фрезой, рубить камень, устраивать импровизированные выставки во дворах для друзей и соседей. Художники вместе с жителями устраивали проводы зимы и празднование Масленицы. Летом на озерах проходила длящаяся несколько дней акция «Плот», сотни горожан приезжали на пикники и смотрели, как искусство плывет по озерам.

В 1991 году «Деревня художников» получила официальный статус — Творческое объединение «Озерки», в него вошли дизайнеры, кузнецы, керамисты, фотографы и кинематографисты. Уникальное сообщество с легкой руки Дмитрия Каминкера стали называть петербургским Монмартром и коломяжским Барбизоном.

У Дмитрия Каминкера
У Дмитрия Каминкера

В 2003 году на берегу Среднего Суздальского озера была установлена одна из самых удачных современных скульптур в Петербурге — «Каменный гребец» Дмитрия Каминкера, составленный из шести блоков финского гранита. Финский гранит тут — «рифма» к Медному всаднику, а усилие, напряжение условной, «первобытной» фигуры гребца — символ пути и преодоления.

«Деревня художников» объединяет авторов разных манер. Олег Жогин — мастер пространственных метафор, Леонид Колибаба — интерпретатор мифов, символов древних начал. Родившийся и выросший в Кишиневе, Дмитрий Вердияну любит стихию фольклора, а его ученик скульптор и режиссер Валерий Бытка создал Театр камней и написал для него несколько пьес. Александр Гладкий и Вера Носкова верны глине, их студию на Большой Озерной посещают желающие учиться работе на гончарном круге. Гончарный круг тут следует ходу планет.

Озерковских художников, признанных и выставлявшихся в Русском музее, Манеже, Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков и других важных институциях, отличает желание показывать работы на необычных площадках, где зритель не предвзятый завсегдатай вернисажей, а обыкновенный человек. Сейчас как раз идет выставка под названием «Дом» в арт-пространстве на хорах Феодоровского собора. Выставку придумал Александр Позин — о близких, родных, семье и памяти детства.

Фотографии из мастерских вы можете посмотреть в альбоме.

Текст и фото
Михаила Борисова
Благодарим «Деревню художников» за помощь в подготовке материала