Найти тему

Краткий очерк технического развития вооруженных сил СССР в период Холодной войны

Почти сразу по окончании Второй мировой войны Советскский Союз столкнулся с угрозой нового масштабного конфликта. Долгожданная победа не принесла желаемого мира и политической стабильности. На этот раз в лице потенциального противника выступили бывшие союзники СССР: Великобритания и США. У последних их военное и экономическое могущество лишь многократно возрасло в ходе противостояния со странами ОСИ. Когда же общий враг – милитаристкие и националистические режимы в Европе и на Дальнем Востоке прекратили свое сушествование, старые идеологические противоречия между капиталистическим Западом и социалистическими странами вспыхнули с новой силой. При этом грозя в любой момент превратиться в полноценный военный конфликт. Данное явление продолжалось почти весь оставшийся XX век и вошло в историю, как “холодная война”. Оно оказало влияние не только на внешнюю политику, как дипломатическое противоборство двух сверхдерджав, но и на внутреннюю, определяя идеологический и экономический курс государств. Дело в том, что практически с самого начала Соединенные Штаты для достижения своих новых геополитических целей были готовы незамедлителительно использовать свои военные технологии и накопившиеся у них ресурсы против СССР. Изможденный войной с Нацисткой Германией и ее сателитами Советский Союз был вынужден отвечать на угрозу разработкой новых видов вооружения и поддержанием армии в состоянии полной боеготовности. Данный процесс военно-технического противостояния, являвшийся одной из основных состовляющих “холодной войны” получил название “гонка вооружений”. Необходимо понимать, что подобное соревнование в количестве и качестве вооружения имело отнюдь не праздные теоритические причины, но вполне практические. Это, во-первых, реальная готовность к войне с потенциальным противником. Во-вторых, доказательство превосходства того или иного режима для собственных граждан т.е. говоря иначе попросту средство пропаганды. И, в третьих, каждая военная новинка являла собой аргумент во внешней политике и меняла представление участников международных отношений о реальном соотношении сил, что в свою очередь изменяло влияние в мире той или иной стороны.

Оружие пехоты
Пожалуй, начать данный краткий обзор технического развития вооруженных сил СССР следует с анализа того, что всегда являлось основой всех армий мира - оружия пехоты. Еще в 1943 году советское военное руководство, под влиянием опыта боевых действий, ясно осознало необходимость создания принципиально нового типа стрелкового оружия, которое совмещало бы в себе мощность и дальность винтовок со скорострельностью и легкостью пистолетов-пулеметов. Поэтому первым делом для нового вида оружия, известного сегодня, как штурмовая винтовка или автомат, был разработан специальный промежуточный патрон калибра 7,62. Как у винтовки Мосина, только короче и легче. Далее уже в конце войны среди оружейников был объявлен конкурс на создание под него соответствующего оружия. Конкурс проходил в несколько туров и за его результатами должна была следить соответствующая комиссия. Представленные образцы оружейников Булкина, Дементьева, Судаева и прочих комиссия отвергла. Впрочем, как и проект знаменитого сегодня Михаила Тимофеевича Калашникова. Впоследствии последнему пришлось вносить в свою работу множество изменений, что позволило вновь представить ее на конкурсе в 1947-ом. По его результатам автомат Калашникова был признан годным для войсковых испытаний и уже в конце года был поставлен на серийное производство.

В конечном виде, после всех доработок, АК-47, как стрелковое оружие, имел массу преимуществ. Он был прост в употреблении, дешев в изготовлении, надежен и не боялся ни воды, ни грязи, ни песка. Достоинства АК высоко оценили не только в СССР, где впоследствии на его основе был создан и ручной пулемет, но и за рубежом. Особенно популярна была переработанная версия 74-ого года, в которой был уменьшен калибр патрона и заменены на пластмассовые деревянные цевье и приклад. Во многих странах и по сей день на вооружении стоят модифицированные лицензионные и не лицензионные копии автомата Калашникова. Безусловно, изобретение АК оказало огромную роль на боеспособность советской армии, повышая эффективность и огневую мощь пехоты.
Однако еще Вторая Мировая показала, что боеспособность пехотинцев во многом зависит от их способности бороться с вражеской техникой. К сожалению, в середине 40-х годов красная армия за исключением ручных гранат, зажигательных смесей и ПТР, не имела достаточно мобильных и эффективных бронебойных средств вроде немецких фаустпатронов или американских базук. Первые разработки советских многоразовых гранатомётов начались еще в 1944 году, но были прерваны победой в войне и продолжились только в 47-ом. Результатом стало принятие на вооружение ручного противотанкового гранатомета РПГ-2, который был вполне удачным для своего времени, но не был при этом лишен и практических недостатков. Поэтому в 1961 году на его основе был разработан РПГ-7, который с незначительными имениями до сих пор используется в современной армии.

РПГ-7
РПГ-7

Новый гранатомет хорошо зарекомендовал себя во вьетнамской и афганской войне. Благодаря ему у пехоты появилась возможность успешно поражать бронетехнику противника на расстоянии до 300 метров. Однако РПГ также мог применяться и для подавления огневых точек, скоплений вражеской пехоты и даже подбития вертолетов. Для первых двух целей впоследствии были разработаны специальные снаряды, более успешно справлявшимися с этими задачами.

Бронетехника
Все это вооружение превращало советскую пехоту в достаточно грозную силу. Тем не менее уже даже после Первой Мировой войны обозначилась явная тенденция к уменьшению значения на поле боя живой силы по сравнению с боевыми машинами. А по окончании Второй Мировой уже ни у кого не вызывал сомнений тот, факт, что преимущество в бронетехнике будет является залогом победы в последующих войнах.
Особенно это касалось танков, как одновременно универсальных и ударных боевых машин, острую нехватку которых Советский Союз ощутил в начале Великой Отечественной войны. Повторение подобного дефицита в возможном конфликте было недопустимо. Как и техническое отставание от западных аналогов. Поэтому в начале 50-ых годов началась разработка нового танка, который вобрал бы в себя все самое лучшее от предыдущих образцов, но был бы при этом куда манёвреннее и легче. Так появился сначала Т-54, а затем на его основе и Т-55.

Средний танк Т-55
Средний танк Т-55

Новые машины стали первыми массовыми танками после войны. По сравнению с тяжелыми танками серии “Иосиф Сталин”, они весили относительно немного - около 37 тонн - были достаточно маневренны, имели серьезное вооружение в виде двух пулеметов и крупнокалиберного орудия, а также защиту: 100 мм бронирования корпуса и 200 мм бронирования башни. Техническими особенностями танка стала закругленная форма башни, увеличивающая шанс рикошета при попадании, и возможность полного погружения при переправе. Для своего времени машина являлась достойным противником американскому серийному танку М60, но ее главное значение заключается не в этом. Т-55 дал начало целой династии танков, разработанных впоследствии на его основе. Фактически все основные современные российские танки так или иначе являются логическим продолжением Т-55 и его модификаций. По крайней мере он однозначно положил начало новому направлению в советской танковой технике по сравнению с машинами Великой Отечественной. Однако со временем вносимые в конструкцию Т-55 улучшения почти полностью изменили технические характеристики машины. Таким образом на его основе был создан другой массовый советский танк Т-64, который включал в себя множество технических новинок и инженерных решений.

Т-64
Т-64

Например, автоматический механизм заряжания орудия, который позволял сократить размер экипажа и, следовательно, самого танка. Кстати, подобное устройство до сих пор отсутствует у западных машин. Или же комбинированная броня, состоящая из нескольких слоев различных материалов, что значительно повышало ее защитные свойства. У американских танков такая броня появилась только на M1 “Абрамс”, выпускаемом с 1980 года. Все это вместе обновленным двигателем и мощнейшим орудием приводило к подавляющему преимуществу отечественных танков этой модели над тогдашними машинами потенциального противника. Однако и Т-64 обладал недостатками: ненадежность и хрупкость ходовой части, двигателя, заряжающего механизма и пр. По этой причине был разработан новый танк, ставший самым массовым по производству после Второй Мировой. Т-72.

Т-72
Т-72

Всего с учетом экспорта было построено до 30 000 машин, многие из которых до сих пор несут службу в рядах российской и белорусской армии. Надежный и простой в эксплуатации, дешевый в производстве, Т-72 имел также в своей начинке и технические новинки. Например, динамическую броню, усовершенствованный автомат заряжания и новейшие оптические приборы. Вплоть до развала Советского Союза Т-72 оставался рабочей лошадкой сухопутных войск СССР, неплохо зарекомендовавшей себя во многочисленных войнах по всему миру.
Таким образом танковые войска являлись одной самых сильных сторон советских вооруженных сил. Однако, как показал все то же опыт Второй мировой войны, армия нуждалась в промежуточном звене между танками и пехотой. Необходимы были бронетранспортеры, которые могли бы доставить пехоту к полю боя и на месте поддержать ее огнем. К сожалению, в это отношении советская армия уступала американской, не имея подобных машин. Во время Великой Отечественной красной армии по программе ленд-лиза их поставляли США. С началом холодной войны это естественно стало невозможно. Но без подобной техники советские сухопутные силы не являлись бы полноценными. Поэтому в 50-е годы в отечественной армии началась массовая программа моторизации пехоты. Сначала ее пересаживали на грузовики и бронеавтомобили, но уже в 60-70-х в советской армии появились первые собственные бронетранспортёры: БТР-60 и БТР-70. Машины имели на своем вооружении обычные и крупнокалиберные пулеметы, и вмещали в себя по отделению мотострелков. Примерно в это же время появился другой вид десантных машин, который мог бы не только поддерживать пехоту, но и в полной мере бороться с вражеской бронетехникой и даже танками. Он получил название БМП (боевая машина пехоты). Первый БМП был вооружен легким орудием и противотанковыми ракетами. Стоит отметить, что в дальнейшем выпускались другие версии этой бронетехники с иным вооружением и оснащением: БМП-2, БМП-3, БТР-80, БТР-90 и т.д., но основа конструкции была заложена именно в 60-70-х. Причем по своим характеристикам советские машины совершенно не уступали американским, а в чем-то даже превосходили.

ПВО
Следует сказать, что сухопутная армия даже в условиях наличия ядерного оружия у противоборствующих сторон остается важнейшей составляющей вооруженных сил. Однако постоянная угроза атомного ракетного удара и растущая роль авиации, в том числе и вертолётов, требовала наличия в сухопутных войсках мобильных и достаточно эффективных средств борьбы с ними. Поэтому нужно сказать несколько слово о советских системах противовоздушной обороны. В начале 60-х в СССР впервые появились зенитно-ракетные войска. Они дополнили собой стандартную зенитную артиллерию, которая уже не могла справиться с вражескими ракетами и тяжелыми бомбардировщиками, летавшими на больших высотах. Последних у США было достаточно много. Это и знаменитые летающие крепости Б-29, и новейшие стратегические бомбардировщики Б-52. Разработки по подобному оружию воздушной обороны велись еще в Нацисткой Германии, откуда немецкие наработки перекочевали в Советский Союз, где были доведены до конца. Итогом стало появление в 1955 году зенитно-ракетного комплекса С-25.

С-25
С-25

Это было колоссальным технологическим шагом т.к. С-25 значительно отличался от всего ранее применяемого в целях ПВО. Одноступенчатая фугасная ракета комплекса могла осколками сбивать до двадцати целей одновременно на высоте от 1 до 20 километров и на скорости 1500 км/ч. Это значило что мимо нее не мог пролететь практически ни один вражеский самолет, в том числе и реактивный. По личному указу Сталина из 56 подобных комплексов была образована кольцевая воздушная оборона Москвы, состоящая из двух уровней. К сожалению, у С-25 были и значительные недостатки такие, например, как статичность, сложность в обслуживании и ограниченный радиус. В дальнейшем характеристики ракет улучшались за счет их модификаций и создания принципиально новых комплексов. Таким был, например, С-75, созданный и поставленный в войска еще до завершения возведения круговой обороны Москвы.

С-75
С-75

Его отличием от предшественника являлась максимальная высота летящей цели, а также возможность транспортировки в нужную часть страны. Именно из С-75 1 мая 1960 года ракетой В-750 над Свердловском удалось сбить высотный американский разведчик U-2. Ранее этот самолет считался неуязвимым т.к. мог летать на высоте свыше 20 000 метров, недоступной советским истребителям. Его уничтожение стало настоящим шоком для американского командования, а также предупреждением. Также С-75 хорошо зарекомендовал себя в войне во Вьетнаме, где с его помощью было сбито около двух тысяч американских самолетов. В дальнейшем комплексы продолжались совершенствоваться. Ракеты устанавливались на шасси, в них самих применялись системы самонаведения и прочие технические улучшения. В результате были созданы комплексы С-200, а затем и С-300, которые позволили к 1990 году полностью закрыть небо над страной. Помимо этого, значительные успехи имелись также и в области тактического ПВО. То есть техники, применяемой на поле боя непосредственно для защиты собственных ударных частей от налетов вражеской авиации. Достижением здесь стало, например, создание в начале 60-х зенитной самоходной установки “Шилка”. Первые версии представляли собой прямоугольную платформу с радиолокационным оборудованием и 4 спаренными скорострельными орудиями на гусеничных шасси. Такая установка могла не только запросто сбивать вражеские самолеты и вертолеты, но и вести огонь по наземным целям: по легкой бронетехнике и даже пехоте. “Шилка” хорошо зарекомендовала себя в Афганистане, где своим шквальным огнем выбивала, прячущихся среди скал моджахедов. Несмотря на то, что установка до сих пор состоит на вооружении стран СНГ, в 70-х появились более совершенные зенитные комплексы. Это были тактические ЗРК, использующие для уничтожения целей относительно небольшие ракеты. Фактически передвижные ракетные батареи. Среди них, как наиболее удачные, можно отметить ЗРК “Бук” и ЗРК “Оса”. Также оказавшимися настолько удачными, что до сих пор не потеряли своей эффективности.

Ядерное оружие

Но говоря о холодной войне и гонке вооружений надо понимать, что основной угрозой и самым весомым аргументом в геополитическом противостоянии было и остается по сей день ядерное оружие. До и во время Второй Мировой войны теоретическая разработка атомного оружия велась в трех странах: Третьем Рейхе, Советском Союзе и США. Последних не коснулись военные катаклизмы, разрушение промышленности и экономики, поэтому им удалось завершить свои работы первыми. 3 и 6 августа 1945 года американцы применили ядерное оружие против японских городов Хиросима и Нагасаки, продемонстрировав всему миру его колоссальную разрушительность. Таким образом Америка фактически заявила свои права на мировую гегемонию. Непокорных ждала страшная кара. Пока СССР не имел своей атомной бомбы говорить о каком-либо геополитическом равенстве не представлялось возможным. Более того, Советский союз находился под постоянной угрозой массовой ядерной бомбардировки, не имея возможности нанести ответный удар. Соответствующие планы, такие как “Дропшот”, или “Флитвуд” уже разрабатывались в Пентагоне.

-11

Сталин прекрасно понимал опасность и по этой причине лично следил за отечественной разработкой ядерной бомбы. Он как мог торопил ученных и результат не заставил себя ждать. 29 августа 1949 года на Семипалатинском ядерном полигоне в Казахстане были проведены испытания РДС-1 - первой советской ядерной бомбы. Спустя всего 4 года после завершения Великой Отечественной войны в разоренной стране были созданы мощнейшие научные институты, которые в условиях строжайшей секретности совершили настоящий технологический прорыв. Западное руководство, ожидавшее появление у СССР атомного оружия не ранее середины 50-х годов, первое время прибывало в настоящем шоке. В конце концов президент США Гарри Труман был вынужден признать в своем обращении к гражданам факт появления у Советского Союза ядерного вооружения. Значение этого события сложно переоценить. Длившееся в течении нескольких лет господство Америки в мире прекратилось. Отныне СССР мог разговаривать с США на равных, грозя, при необходимости, нанести ядерный удар по оппоненту. Естественно, осознавая чудовищную мощь атомного оружия ни одна сторона противостояния не была готова пойти на открытую эскалацию. Можно даже сказать, что и сегодня наличие ядерного оружие у главных современных геополитических противников является важнейшим залогом того, что мир вновь не погрузиться в очередной разрушительный конфликт мирового масштаба. Однако еще в середине прошлого века было понятно - чтобы так продолжалось и дальше необходимо было как минимум сохранять паритет. А как максимум каждая из сторон была заинтересована в достижении определенных преимуществ, которые хотя бы частично нивелировали бы этот паритет в их пользу. Никто не желал уступать, а наоборот только доминировать над противником. В этом, собственно, и заключалась вся суть гонки вооружений. Но вопрос с ядерным оружием являлся ключевым и потому особенно острым.
И в этой области СССР удалось в начале 60-х совершить настоящий рывок. Принципиально важное технологическое достижение. В октябре 1961 года Советским Союзом было испытанно самое мощное взрывное устройство за всю историю человечества. “Изделие 602” или “Царь-бомба”.

-12

Мощность взрыва была сопоставима с 50 миллионами тонн тратила и превышала мощность американской бомбы “Малыш”, сброшенной на Хиросиму, в 3000 раз. Взрывная волна трижды обогнула Землю, а высота взрыва достигла 67 километров. Вспышка от взрыва была видна на расстоянии сотен миль. Реакция Запада была не однозначна, но не трудно предположить какое впечатление на его руководство произвела новая советская бомба. “Изделие 602” не было принято на вооружение, но его применение имело точно такой же смысл, как и бомбардировка Хиросимы и Нагасаки - демонстрация силы. Возможно, даже что психологический эффект, произведенный водородной бомбой, частично определил мирный исход Карибского кризиса и подписание США договора 1963 года о запрещении ядерных испытаний.
Но помимо непосредственно атомных боеголовок важнейшее значение имели и средства доставки. Даже самая мощная ядерная бомба не представляла бы никакой опасности, если бы не имела возможности быть доставленной непосредственно к цели. Изначально предполагалось, что основным средством доставки должны стать тяжёлые стратегические бомбардировщики. Однако война в Корее показала, что они могут быть крайне уязвимы для новейших реактивных истребителей и зениток. Альтернативой в таком случае являлись баллистические ракеты, которые было намного сложнее сбить. Первая такая ракета появилась у СССР уже в конце сороковых. Ее кодовое название Р-1. Она имела дальность полета всего 300 километров и не могла нести ядерный заряд. Тем не менее она стала первой в своем роде на вооружении Советского Союза. В дальнейшем Сергеем Павловичем Королевым на ее основе была создана первая межконтинентальная ракета Р-7.

Транспортировка Р-7
Транспортировка Р-7

Дальность ее полета составляла уже 9000 километров, и она была способна нести ядерную боеголовку. Важным обстоятельством являлось то, что успешный запуск Р-7 состоялся на год раньше американского аналога. Так что советская ракета формально стала первой межконтинентальной ракетой в мире, а Советский Союз пускай и не долго, но обладал важным стратегическим преимуществом. В последствии ракеты совершенствовались, модифицировались под различные цели и способы запуска. Но их начало было положено именно с момента создания Р-7, когда ядерная бомбардировка США превратилась из гипотетической угрозы, в опасность, готовую разразиться для них в любой момент.

Авиация

Тем не менее с момента появления ядерной бомбы и по сей день стратегическая бомбардировочная авиация остается одним из важнейших средств доставки. Дело в том, что в отличии от статичных ракет, для обеспечения которых нужны целые военные части, бомбардировщики куда мобильнее. Их дислокация постоянно меняется, по ним невозможно нанести упреждающий удар, но они сами могут патрулировать вражеские границы и в случае соответствующего приказа тут же произвести бомбардировку. После войны Советский Союз, в отличии от США, не располагал подобными самолетами и потому испытывал в них острую нужду. Их появление у СССР практически совпало с и изобретением им атомной бомбы. В 1949 году на его вооружение был принят стратегический бомбардировщик Ту-4, являвшийся полной копией американского Б-29. Таким образом вместе с ядерным оружием у Советского Союза появилось и средство доставки. Впрочем, радиус его применения, скорость и прочие характеристики имели ряд недостатков. Главным из них являлось то, что бомбардировщик не мог за один вылет достичь Северной Америки. Изначально эту проблему пытались решить с помощью различных модификаций. Но затем было принято решение о создании принципиально нового самолета. Так, под руководством Андрея Николаевича Туполева к середине 50-х был создан межконтинентальный бомбардировщик Ту-95. Самолет обладал мощными двигателями, высокой бомбовой нагрузкой, мог развивать внушительную скорость и, что самое главное достигать берегов Америки. В дальнейшем эффективность Ту-95 за счет модификаций только повышалась. Сегодня существует множество вариантов этого самолета и бомбардировщик, и ракетоносец, и даже транспортник.

Стратегический бомбардировщик Ту-95
Стратегический бомбардировщик Ту-95

Помимо дальних бомбардировщиков Соединенные Штаты имели перед СССР значительное преимуществе и в другом, относительно новом, виде авиации - вертолетах. Свою высокую эффективность они доказали в корейской и особенно вьетнамской войне. В середине 60-х американское командование активно использовало вертолеты для нанесения воздушных ударов, разведки, десантирования и поддержки пехоты, а также материального снабжения. К сожалению, вплоть до начала 60-х советские вооруженные силы располагали лишь многоцелевыми вертолетами Ми-1, Ми-2 и пр., не вооруженными и не способными перевозить солдат. Определенным достижением стало начало производства Ми-8, способного перевозить до 27 человек десанта и неплохо вооруженного. Но по-настоящему ударный вертолет появился на вооружении СССР только в 1972 году. Им стал знаменитый сегодня Ми-24 “Крокодил.” Вертолёт получился поистине удачным. Он был вооружен многоствольным пулеметом, противотанковыми и неуправляемыми ракетами, но в отличии от американского аналога, AH-1 “Кобры”, мог перевозить отделение десантников. В последствии были созданы и другие модели вертолетов. Например, “ночной охотник” Ми-28 или Ка-52 “аллигатор”, но в основу советской вертолетной авиации легли именно Ми-8 и Ми-24.

В области же истребительной авиации СССР и США имели примерно одинаковые успехи. Благодаря самоотверженной работе конструкторского бюро Микояна и Гуревича уже в конце 40-х у Советского союза появились в серийном производстве новейшие реактивные истребители. Самолеты серий МиГ-15 и МиГ-17 в реальных боях в Корее доказали свою эффективность, сбив не мало американских истребителей и тяжелых бомбардировщиков. В результате воздушного боя, произошедшего 30 октября 1951 эффективность массового применения последних, вообще стала под вопросом.

Воздушный бой 30 октября 1951 года, вошедший в историю ВВС США как "Чёрный четверг"
Воздушный бой 30 октября 1951 года, вошедший в историю ВВС США как "Чёрный четверг"

Таким образом наличие реактивных истребителей у СССР стало важнейшим элементом его противовоздушной обороны и ядерного щита.

Флот

Еще одним видом войск, в котором Советский Союз имел значительное преимущество являлся атомный подводный флот. Его формирование началось еще в 50-х годах. Изначально это были торпедоносные суда с большим запасом хода, но с развитием ракетостроения появилась возможность прямо с них запускать ядерные боеголовки. Так же, как и стратегические бомбардировщики атомные подлодки могли наносить удар в непосредственной близости от своей цели, а значит отразить его противнику будет гораздо сложнее. К тому же, в отличии от дизельных судов, атомные подлодки под водой производят куда меньше шума и потому могут находиться где угодно, оставаясь при этом незамеченными. Уже к 1961 году отечественный флот имел на вооружении девять атомных подлодок — четыре ракетных и пять торпедных. Всего же в Советском Союзе за годы его существования было построено 243 атомные подводные лодки. Одним фактом своего существования они постоянно держали американское командование и политическое руководство. В сильном напряжении, а значит успешно справлялись со своей задачей.

ВМФ СССР
ВМФ СССР

Подводя итоги, можно сказать, что в ходе гонки вооружений Советский Союз, хоть и отставал в некоторых видах вооружения, в целом не уступал США по военной и технологической мощи. Несмотря на разрушительные последствия Второй Мировой войны СССР сумел в невероятно короткие сроки восстановить промышленность и вывести отечественную науку на передовой уровень. Благодаря этому на протяжении многих лет советская армия оставалась одной из самых боеспособных в мире. А разработанные для нее виды вооружения и военной техники заложили техническую основу современной армии России и многих других стран мира.