Под таким заголовком вроде бы респектабельная американская The New York Times опубликовала сегодня статью, которую нельзя читать без смеха.
Каждый день, устраиваясь за своим столом, Эрхард Грундль, немецкий законодатель, выглядывает из окна своего кабинета на посольство РФ, которое, как он знает, может шпионить за ним.
«Я прихожу в офис и в ветреный день вижу развевающийся российский флаг. Это немного похоже на Псалом 23: «Ты готовишь стол передо мной в присутствии моих врагов», - говорит он, посмеиваясь. - Я не религиозен, но всегда думаю об этом».
В тени берлинского рейхстага со стеклянным куполом, за колоннами из песчаника Бранденбургских ворот здания немецкого парламента соседствуют с разросшейся дипломатической миссией России в сталинском стиле. В течение многих лет здесь, вдоль знаменитой городской улицы Унтер-ден-Линден, шла негласная шпионская борьба.
Члены парламента, такие как герр Грундл, были предупреждены разведывательными службами о необходимости самозащиты — отвернуть компьютерные экраны от окна, прекратить использовать беспроводные устройства, к которым легче подключиться, и закрывать жалюзи на окнах во время заседаний.
Это кажется почти комичной ситуацией для чиновников одной из самых могущественных стран Европы, где напряженность из-за российского шпионажа была тем, что правительство Германии долгое время, казалось, хотело игнорировать. Это становится делать все более трудно после вторжения России на Украину, поскольку холод в стиле эпохи холодной войны распространяется по всему континенту и меняет отношения с Россией.
В конце прошлого месяца Россия разоблачила то, что она назвала «массовой высылкой» своих дипломатов в Германии, когда она объявила о высылке более 20 немецких дипломатов из Москвы. Аналитики по безопасности говорят, что это был редкий признак сдержанной, но растущей контрразведывательной деятельности, которую Берлин сейчас предпринимает с опозданием после многих лет все более наглых операций российской разведки на немецкой земле.
Как минимум дважды российские группы, подозреваемые в связях с Кремлем, взламывали немецких политиков и парламент — в последний раз всего за несколько месяцев до выборов 2021 года, которые завершили 16-летнее правление Ангелы Меркель и привели к власти канцлера Олафа Шольца.
Несколькими годами ранее вооруженный человек, обвиненный в связях с российской разведкой, застрелил грузинского диссидента средь бела дня в зеленом парке Кляйнер Тиргартен, менее чем в миле от правительственного района Берлина.
В 2021 году полиция арестовала охранника близлежащего посольства Великобритании, который шпионил в пользу России. А в конце прошлого года, пожалуй, самый тревожный случай из всех: офицер немецкой разведки был разоблачен как крот, передающий наблюдение за войной на Украине в Москву.
Министерство иностранных дел Германии хранит молчание о последних высылках — даже отказываясь называть их высылками. Но оно признало, что отъезд дипломатов был связан с «сокращением присутствия российской разведки в Германии».
Высылка долгое время была обычным ответом Германии на российские операции — включая первый взлом парламента в 2015 году и вторжение на Украину, когда 40 дипломатов были отправлены обратно в Москву. Но эксперты по безопасности рассматривают нынешний шаг как часть более широких усилий по укреплению контрразведки и незаметному устранению того, что, как они давно предупреждали, было чрезвычайно большим числом шпионов в посольстве.
Тем не менее, такие аналитики, как Штефан Майстер из Немецкого совета по международным отношениям, говорят, что годы пренебрежения контрразведкой потребуют много времени, чтобы исправить ситуацию. Он вспоминал, что когда в 2000 году он работал с немецкими спецслужбами, в их штате не было ни одного русскоговорящего. Напротив, сказал он, российский президент Владимир Путин уже давно сделал Германию, крупнейшую экономику Европы, главной мишенью для шпионажа.
«Мы не там, где должны быть или должны были быть, — сказал он. — Русские тоже учатся. У них нет ограничений, у них есть много ресурсов, которые они вкладывают в эту гибридную войну, информационную войну. И мы всегда на несколько шагов позади».
«Наконец-то выгоняют этих ребят, — добавил он. — Но почему это заняло так много времени?»
В центре дебатов о том, как Германия справляется с русским шпионажем, находится российское посольство: роскошный комплекс парящих каменных башен с выгравированными советскими серпами и молотами. Это долгое время было местом очарования, ужаса и интриг.
До полномасштабного вторжения на Украину, даже в течение многих лет после аннексии Крыма Россией в 2014 году, посольство славилось роскошными приемами, на которые съезжались ведущие руководители немецкого автопрома, политики, звезды футбола и актеры.
Но у него была и темная сторона: двое его обитателей таинственным образом выпали из окон посольства. В 2021 году на тротуаре немецкая полиция обнаружила дипломата, который считался тайным агентом ФСБ – подразделения российской секретной службы, которое западные чиновники связывают с убийством в Тиргартене.
Ни для кого не секрет, что в составе большинства дипломатических миссий есть шпионы, и в течение многих лет, как рассказал New York Times бывший старший помощник госпожи Меркель, она и ее сотрудники, посещавшие посольство, обменивались предположениями о том, сколько из них работало в посольстве — иногда предлагают, что до 600.
В недавнем документальном фильме государственного вещателя страны ARD говорится, что до войны в посольстве работало более 500 человек. По словам бывшего помощника Меркель, немецкие официальные лица обычно предполагали, что по крайней мере треть из них были шпионами.
Служба внутренней разведки Германии сообщила ARD, что обнаружила потенциальное шпионское оборудование на крыше посольства — возможно, для того, чтобы шпионить за законодателями через улицу, такими как герр Грундль или Франк Швабе из социал-демократов Шольца.
«Мы недостаточно хорошо подготовлены, — сказал герр Швабе, который работает в здании напротив посольства и занимается правами человека. — На самом деле я хотел бы видеть целенаправленную стратегию безопасности в Германии, которая действительно позволяет членам парламента помочь им действительно вооружиться против подобных попыток прослушивания».
На данный момент он предлагает посетителям, таким как российские диссиденты или активисты гражданского общества, возможность перейти в другую комнату или расположиться так, чтобы по их губам нельзя было читать.
Эксперты по безопасности говорят, что таких советов недостаточно, чтобы помочь политикам, которые кажутся главной мишенью — не только возле посольства, но и где угодно, используя фургоны с небольшими устройствами, которые могут подключаться к телефонам и слышать разговоры.
Герр Мейстер сказал, что законодателей с конфиденциальными портфелями можно переместить подальше от российского посольства. «С другой стороны, что сейчас не чувствительно? Внутренняя политика или другие вопросы, такие как миграция, могут быть использованы российской стороной — на данный момент практически нет ничего нечувствительного».
Действительно, сказал Нико Ланге, бывший сотрудник министерства обороны Германии, а ныне старший научный сотрудник Мюнхенской конференции по безопасности, что такие вопросы, как миграция, были ключевой темой, используемой Россией при выявлении и вербовке разочарованных, сочувствующих ультраправым представителям немецкой службы безопасности и силы обороны — как крот, арестованный в прошлом году, или охранник, крадущий информацию из британского посольства.
Усилия Германии по эффективной борьбе с российской разведкой усложняет федеративная система страны: в каждой немецкой земле есть своя разведывательная служба.
Герр Ланге признал, что сотрудничество и обмен данными между службами улучшаются, но сказал, что в настройке неизбежно есть пробелы. Он также призвал законодателей отменить законы, предоставляющие объектам шпионажа, даже за границей, те же конституционные права, что и гражданам Германии.
«Спецслужбы — это бизнес «око за око», — сказал он. — Если вы не можете собирать информацию, ваши партнеры не будут торговать с вами».
В настоящее время герр Ланге обеспокоен тем, что российские шпионы ищут информацию об оружии или обучении украинских солдат. Вблизи военных полигонов в Германии уже были обнаружены предполагаемые российские боевики.
В прошлом месяце Польша заявила, что раскрыла российскую шпионскую сеть, которая установила скрытые камеры на железнодорожных путях на юго-востоке страны, являющихся основным транзитным маршрутом для поставок оружия на Украину.
Но некоторые законодатели в Германии задаются вопросом, не слишком ли далеко ушли опасения по поводу российских шпионов от проблемы в их собственных стенах: члены ультраправой партии «Альтернатива для Германии», лидеры которой были частыми гостями в российском посольстве, занимают места в некоторых наиболее важных парламентских комитетах, от иностранных дел до обороны.
Герра Грундла беспокоит тот факт, что буквально на прошлой неделе эти крайне правые коллеги заседали в парламентском комитете, где обсуждалась секретная тема. «Они сидят там, а у них самые лучшие связи с Москвой, — проворчал он. — Это самая большая головная боль для меня: враг внутри».
© Перевод с английского Александра Жабского.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.)