17 июня 2005 года из Калининградского рыбного порта «Крузенштерн» вышел в свою вторую кругосветную экспедицию. Она была посвящена: 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, 200-летию окончания первого русского кругосветного плавания под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, 80-летию самого барка и 10 летию первой кругосветной экспедиции «Крузенштерна».
Оба кругосветных плавания барка "Крузенштерн" планировались маршрутом первого русского кругосветного плавания под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, 1803-1806 годы.
30 сентября "Крузенштерн" прибыл в Санта-Крус-де-Тенерифе (Испания), где произошла смена курсантов. Здесь начался второй этап экспедиции, через Атлантический океан вокруг мыса Горн.
11 декабря 2005 года в 13 часов 40 минут "Крузенштерн" пересёк меридиан мыса Горн - 67°17' з. д. и вошёл в Тихий океан.
11 дней прошли на барке без приключений, за работой и учёбой.
22 декабря 2005 года "Крузенштерн" подошёл к чилийскому порту Вальпараисо. Заход в порт был запланирован на следующий день, сутки надо было провести на рейде. Подошли поближе к берегу.
Выбрали место якорной стоянки, и последовала команда с мостика - "Отдать якорь!". Двухтонная махина адмиралтейского якоря, висевшая за бортом на цепной подвеске, сорвалась с места и полетела в воду. Ленточный стопор был отдан и якорь с цепью, набирая скорость, стал уходить в глубину, до дна было около 70 м.
С палубы было видно, как старший боцман бросился к ленточному стопору, и стал бешено вращать его привод, стараясь задержать цепь. Барабан перестал вращаться. Но цепь, приобретя огромную инерцию, продолжала с грохотом уходить в воду. Цепь всё летела и летела. Наконец, послышался удар и грохот прекратился.
Ржавое облако медленно выплыло из-под полубака (палубная надстройка в носовой части). Боцман, поспешно надел респиратор. Под полубак неспешной походкой прошёл капитан. И вдруг он бегом рванул назад в рубку.
Цепь оборвалась. Нужно было срочно зафиксировать место потери якоря. Потеря якоря - это авария, регистровые документы на право плавания автоматически прекращают своё действие. А без документов нельзя продолжать плавание.
Операция по поднятию якоря с цепью не такая уж сложная, деньги на её проведение должна возмещать страховая компания. Но на эту операцию потребовалось достаточно длительное время. Глубина в 70 метров достаточно серьёзная и нужно специальное оборудование.
По итогам рейса к капитану будут серьёзные претензии. Ведь в любом учебнике по морской практике написано, что с ленточного стопора можно отдавать якорь только до глубин 20-30 метров. А на больших глубинах его нужно мотором стравить до грунта, а уж потом потравливать цепь с ленточного стопора.
Ни в коем случае нельзя сказать, что капитан не знал этих прописных истин. Просто, перед многочисленной снимающей и пишущей братией он захотел попижонить. Вот и вылезло это боком.
Калинин Вадим Сергеевич Заметки кругосветки. http://samlib.ru/k/kalinin_w_s/kp.shtml
По левому борту у барка был запасной якорь, но для его использования нужна была цепь.
Учитывая, что "Крузенштерн" остался без якоря, его в тот же день поставили к пирсу.
Вальпараисо основан испанцами в 1536 году. Сейчас это второй по численности населения город страны - около 300 тыс. человек, первый - столица Сантьяго (больше 6 млн. чел. - 1/3 населения страны). Крупнейший порт и главная военно-морская база страны.
Сам город расположен у подножия Анд. Дома карабкаются вверх по склону, цепляясь за любые выступы. Несколько улиц с односторонним движением, стиснутых серыми громадами домов, идут параллельно береговой черте.
К верхним ярусам домов можно добраться только на фуникулёрах, их в Вальпараисо более 60. Когда один вагончик, состоящий из трёх ветхих кабинок, тросом поднимается по крутым рельсам вверх, другой этим же тросом, перекинутым через огромное вращающееся колесо, спускается вниз. В них так трясёт, что устоять на ногах просто невозможно. Поэтому по периметру кабинок на 6-8 человек установлены деревянные скамейки.
Город неоднократно сильно страдал от землетрясений (1730, 1817, 1906, 1960 годы). Поэтому в городе мало исторических зданий.
Город назван так Хуаном де Сааведра, который считается основателем города, его родной город в Испании — Вальпараисо-де-Арриба (Valparaíso de Arriba).
Курсанты посетили в Вальпараисо Морской музей (Museo Maritimo Nacional), где им рассказали про морское сражение при Икике.
21 мая 1879 года чилийский корвет "Esmeralda" (получил название от фрегата, захваченного у испанцев в Кальяо в 1820 году) в Тихом океане, недалеко от порта Икике (Чили), встретился с перуанским броненосцем "Huskar". Силы были далеко неравны. Перуанский корабль имел более современное вооружение и защищён бронёй.
Перуанцы предложили чилийцам спустить флаг и сдаться в плен.
Корветом "Esmeralda" командовал адмирал Arturo Prat. Он обратился к команде с призывом принять бой. Команда его поддержала. Завязался бой. Корвет получал всё больше и больше повреждений. Уйти от врага он не мог. Во время боя адмирал принял решение идти на таран. Оба корабля от столкновения затонули. Адмирал Prat погиб в этом сражении.
На центральной площади Вальпараисо установлен грандиозный памятник чилийским морякам, погибшим в этом сражении недалеко от Икике.
В порту Вальпараисо был пришвартован учебный парусник Военно-морского флота Чили "Esmeralda", названный так в честь, вступившего в неравный бой корвета. Это шестой корабль ВМФ Чили с таким названием. Первый - фрегат, захваченный чилийцами у испанцев в Кальяо (Перу) в 1820 году.
Этот четырёхмачтовый парусник начали строить в 1946 году в Кадисе. В 1951 году Испания передала недостроенный парусник Чили, в счёт оплаты долга. Его достроили в 1953 году. В 1970- х перестроили в баркентину.
Парусник посетил более 300 портов мира и принял участие в многочисленных регатах. В 1964, 1976, 1982 и 1990 годах выигрывал самую престижную награду для парусных судов — Кубок Катти Сарк.
В отчетах Amnesty International, Сената США и Чилийской комиссии по установлению истины и примирению "Esmeralda"описывается, как своего рода плавучая тюрьма и камера пыток для политических заключенных режима Аугусто Пиночета с 1973 по 1980 год. Утверждается, что время от времени там содержалось, вероятно, более сотни человек и подверглись пыткам, в том числе британский священник Майкл Вудворд, который позже умер в результате пыток.
Из-за этой тёмной части истории парусника, международные путешествия "Эсмеральды" часто вызывали большие споры, особенно во время, когда Пиночет ещё был у власти. Но даже после восстановления чилийской демократии прибытие корабля в различные порты сопровождалось протестами и демонстрациями местных политических групп и чилийских левых политических эмигрантов.
ru.wikibrief.org›wiki/Esmeralda_(BE-43)
На верхнем ярусе города находятся трущобы. Малюсенькие домики, размером примерно 3 на 3 метра, преимущественно с плоскими крышами стоят один на другом. Как будто кто-то из кубиков сложил эти пирамиды, карабкающиеся вверх по почти отвесному склону гор. Вверх к этим клетушкам ведут извилистые ступени, зачастую вырубленные прямо в породе. Сложены эти кубики из той же вулканической породы.
В этом районе туристам не безопасно находиться. У одного из пассажиров из Германии на "Крузенштерне" в Вальпараисо вырвали дорогой фотоаппарат, сбив его с ног ударом сзади по ногам. У его соотечественницы вырвали сумку с кошельком и загранпаспортом.
Но вот ближе к вершине гор появляются всё более и более красивые и богатые дома. Воздух здесь заметно прохладней и менее влажный. В этом районе есть и многоэтажные дома. Здесь только спальный район. На самой вершине - плато с многоэтажным домам. С другой стороны плато - обрыв. Отсюда можно увидеть город с высоты птичьего полёта. Добраться сюда лучше на фуникулёре, а не пешком через кварталы трущоб.
Посольство России в Чили выделило на весь экипаж "Крузенштерна" только свой микроавтобус на 12 человек для поездки в столицу страны. В нём места достались, в основном, фото и тележурналистам. От Вальпараисо до Сантьяго - 130 километров.
Дорога к столице широкая с прекрасным покрытием. Строили её французы. Она поднимается всё выше и выше по предгорью Анд. От перепада высоты закладывает уши. Посольский водитель держал скорость 100-120 км. в час.
По бокам дороги слева и справа тянутся нескончаемые плантации виноградников. Невысокие, с метр высотой, виноградные кусты заботливо ухожены. Ни одной травиночки не было видно между ровных шпалер виноградника. Каждый стволик обёрнут каким-то блестящим материалом в виде фольги, вероятно, это защита от грызунов.
В автобусе счастливчиков с "Крузенштерна" сопровождала торговый советник посольства. Она всю дорогу рассказывала о стране, её населении и обычаях. Журналистов её рассказ не заинтересовал, и они начали громко обсуждать свои проблемы, мешая окружающим.
Через главный хребет Анд построен тоннель длиной 3,5 километра, потом ещё один тоннель и Сантьяго.
В столице страны счастливчики. которые смогли поехать на экскурсию, посетили Президентский дворец Ла Монеда.
Посольский автобус привёз экскурсантов на гору Сан-Кристобаль. Сотрудница посольства провела экскурсию. До вершины пришлось идти пешком. До неё можно добраться и на фуникулёре.
На вершине горы над городом возвышается статуя Девы Марии (высота 22 м). Её подарила Франция в 1963 году, в честь 150-летия независимости Чили. Богоматерь как бы благословляет город и его жителей на благоденствие и процветание. Она защищает его от напастей тёмных сил. Подножие памятника во все времена года устлано цветами. Их приносят все, кто посещает это место.
Чуть пониже установлена скульптура индейца. Он готовит лук для стрельбы. Его поза очень агрессивная. Так и кажется, что он вот-вот сорвётся с места, чтобы отомстить чужестранцам за вторжение на его землю. Скульптура полна экспрессии и просто завораживает.
Особое впечатление на россиян произвела искусственная рождественская ёлка рядом с пальмами на одной из площадей Сантьяго.
В Сантьяго счастливчики с "Крузенштерна" купили два ящика вина. Прямо в микроавтобусе по пути в Вальпараисо они начали его дегустировать. Вместе с журналистами пили вино старший штурман и сотрудник Росрыболовства из Москвы. Научный сотрудник на "Крузенштерне" также решил оценить качество чилийского вина.
Изрядно подвыпившие экскурсанты-счастливчики, качаясь и поддерживая друг друга, с трудом поднялись на борт парусника.
"Крузенштерн" покинул причал Вальпараисо 27 декабря 2005 года. Барк лёг в дрейф на рейде, ожидая, когда военные моряки Чили достанут якорь со дна океана. А они взялись за это дело, запросив около 70 тысяч долларов.
На учебном паруснике встретили новый 2006 год застольем и новогодними концертами.
Во время рождественских и новогодних праздников чилийцы не занимались подъёмом якоря "Крузенштерна". После праздников водолазы начали поиск якоря на дне.
4 января 2006 года стало известно, что якорь "Крузенштерна" покрыт полутораметровым слоем ила, и водолазы до него добраться не могут. Пробные траления результата не дали.
На одном из складов Вальпараисо нашли старинную якорную цепь немного меньшего калибра, чем была потерянная вместе с якорем. Представитель морского регистра определил, что она соответствует требованиям. Капитан принял решение закупить её и соединить с запасным якорем.
5 января на портовом буксире подвезли на рейд две смычки закупленной якорной цепи. Пришвартовали буксир у правого борта носом к корме.
Через якорный клюз (отверстие в в фальшборте для спуска якоря) барка завели стальной трос и застропили начало цепи на борту буксира.
Мы с борта наблюдаем эту картину. Я говорю моему соседу, что строп какой-то не серьёзный. Это был брезентовый ремень шириной в три пальца.
Капитан и капитан-наставник тоже заметили это и крикнули старпому, находившемуся на борту буксира, чтобы он перестропил цепь. На борт полетел строп из стального троса. Но старпом крикнул, что этим стропом цепь грузили на буксир, и он всё выдержал. Капитаны настаивать не стали.
Калинин Вадим Сергеевич Заметки кругосветки. http://samlib.ru/k/kalinin_w_s/kp.shtml
Цепь медленно поползла с кормы буксира в якорный клюз "Крузенштерна". И вдруг она под своей тяжестью стала с грохотом уходить за борт буксира. Мелькнули последние звенья. Брезентовый строп лопнул, и две смычки купленной якорной цепи ушли на дно океана.
После этого неприятного события "Крузенштерн" пошёл на швартовку в порт. На причале ждали ещё восемь смычек цепи. Теперь застропили более надёжно первую смычку, и стали брать на борт.
Как только появился провис, цепь с грохотом сорвалась с пирса и легла на грунт. Но здесь глубина была всего 10 м, и боцманская команда помалу стала поднимать на борт якорную цепь.
Потом пошли второй и третий отрезки. И вскоре все оставшиеся восемь смычек были на борту. К ночи цепь подсоединили к запасному якорю.
8 января "Крузенштерн" вышел из порта Вальпараисо, и взял курс на Кальяо (Перу).
Было потеряно много времени в ожидании решения проблем с якорем, и заход на Галапагосские острова (Эквадор) был отменён.
Нашёл в Интернете заметки участника второго этапа: Канарские острова - Владивосток, второй кругосветной экспедиции российского учебного парусника "Крузенштерн" (2005 -2006 годы) - руководителя практики Калининградского морского рыбопромышленного колледжа Калинина Вадима Сергеевича. http://samlib.ru/k/kalinin_w_s/kp.shtml
Я также использовал материалы с Официального сайта барка "Крузенштерн", Википедию и другие источники информации в Интернете.
Если вам понравилась моя статья, тогда не забывайте ставить лайк. Подписывайтесь на канал "География для всех" от Сергея Лашманова и узнаете ещё много интересного о современном мире.
Пишите свои комментарии к моей статье.