Найти в Дзене
География для всех

Вторая кругосветная экспедиция барка "Крузенштерн" - от мыса Горн в Вальпараисо

17 июня 2005 года из Калининградского рыбного порта «Крузенштерн» вышел в свою вторую кругосветную экспедицию. Она была посвящена: 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, 200-летию окончания первого русского кругосветного плавания под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, 80-летию самого барка и 10 летию первой кругосветной экспедиции «Крузенштерна». Оба кругосветных плавания барка "Крузенштерн" планировались маршрутом первого русского кругосветного плавания под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, 1803-1806 годы. 30 сентября "Крузенштерн" прибыл в Санта-Крус-де-Тенерифе (Испания), где произошла смена курсантов. Здесь начался второй этап экспедиции, через Атлантический океан вокруг мыса Горн. 11 декабря 2005 года в 13 часов 40 минут "Крузенштерн" пересёк меридиан мыса Горн - 67°17' з. д. и вошёл в Тихий океан. 11 дней прошли на барке без приключений, за работой и учёбой. 22 декабря 2005 года "Крузенштерн" подошёл к чилийскому порту Вальпараисо. Заход в п

17 июня 2005 года из Калининградского рыбного порта «Крузенштерн» вышел в свою вторую кругосветную экспедицию. Она была посвящена: 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, 200-летию окончания первого русского кругосветного плавания под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, 80-летию самого барка и 10 летию первой кругосветной экспедиции «Крузенштерна».

Маршрут первого российского кругосветного плавания под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского (1803—1806 годы). Синим обозначен маршрут «Надежды», красным — «Невы». Википедия
Маршрут первого российского кругосветного плавания под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского (1803—1806 годы). Синим обозначен маршрут «Надежды», красным — «Невы». Википедия

Оба кругосветных плавания барка "Крузенштерн" планировались маршрутом первого русского кругосветного плавания под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, 1803-1806 годы.

30 сентября "Крузенштерн" прибыл в Санта-Крус-де-Тенерифе (Испания), где произошла смена курсантов. Здесь начался второй этап экспедиции, через Атлантический океан вокруг мыса Горн.

11 декабря 2005 года в 13 часов 40 минут "Крузенштерн" пересёк меридиан мыса Горн - 67°17' з. д. и вошёл в Тихий океан.

Мыс Горн на острове Горн (Чили) в ясную погоду, которая здесь очень редко бывает. Фото из Википедии.
Мыс Горн на острове Горн (Чили) в ясную погоду, которая здесь очень редко бывает. Фото из Википедии.

11 дней прошли на барке без приключений, за работой и учёбой.

22 декабря 2005 года "Крузенштерн" подошёл к чилийскому порту Вальпараисо. Заход в порт был запланирован на следующий день, сутки надо было провести на рейде. Подошли поближе к берегу.

Выбрали место якорной стоянки, и последовала команда с мостика - "Отдать якорь!". Двухтонная махина адмиралтейского якоря, висевшая за бортом на цепной подвеске, сорвалась с места и полетела в воду. Ленточный стопор был отдан и якорь с цепью, набирая скорость, стал уходить в глубину, до дна было около 70 м.

Двухтонный адмиралтейский якорь крепится за бортом барка на цепной подвеске. https://balt-lloyd.ru/wp-content/uploads/2019/09/крузенштерн-якорь.jpg
Двухтонный адмиралтейский якорь крепится за бортом барка на цепной подвеске. https://balt-lloyd.ru/wp-content/uploads/2019/09/крузенштерн-якорь.jpg

С палубы было видно, как старший боцман бросился к ленточному стопору, и стал бешено вращать его привод, стараясь задержать цепь. Барабан перестал вращаться. Но цепь, приобретя огромную инерцию, продолжала с грохотом уходить в воду. Цепь всё летела и летела. Наконец, послышался удар и грохот прекратился.

Ржавое облако медленно выплыло из-под полубака (палубная надстройка в носовой части). Боцман, поспешно надел респиратор. Под полубак неспешной походкой прошёл капитан. И вдруг он бегом рванул назад в рубку.

Цепь оборвалась. Нужно было срочно зафиксировать место потери якоря. Потеря якоря - это авария, регистровые документы на право плавания автоматически прекращают своё действие. А без документов нельзя продолжать плавание.

Операция по поднятию якоря с цепью не такая уж сложная, деньги на её проведение должна возмещать страховая компания. Но на эту операцию потребовалось достаточно длительное время. Глубина в 70 метров достаточно серьёзная и нужно специальное оборудование.

По итогам рейса к капитану будут серьёзные претензии. Ведь в любом учебнике по морской практике написано, что с ленточного стопора можно отдавать якорь только до глубин 20-30 метров. А на больших глубинах его нужно мотором стравить до грунта, а уж потом потравливать цепь с ленточного стопора.
Ни в коем случае нельзя сказать, что капитан не знал этих прописных истин. Просто, перед многочисленной снимающей и пишущей братией он захотел попижонить. Вот и вылезло это боком. 
Калинин Вадим Сергеевич Заметки кругосветки. http://samlib.ru/k/kalinin_w_s/kp.shtml

По левому борту у барка был запасной якорь, но для его использования нужна была цепь.

Учитывая, что "Крузенштерн" остался без якоря, его в тот же день поставили к пирсу.

Вальпараисо (Чили), Один из многочисленных фуникулёров. Фото из Википедии.
Вальпараисо (Чили), Один из многочисленных фуникулёров. Фото из Википедии.

Вальпараисо основан испанцами в 1536 году. Сейчас это второй по численности населения город страны - около 300 тыс. человек, первый - столица Сантьяго (больше 6 млн. чел. - 1/3 населения страны). Крупнейший порт и главная военно-морская база страны.

Сам город расположен у подножия Анд. Дома карабкаются вверх по склону, цепляясь за любые выступы.  Несколько улиц с односторонним движением, стиснутых серыми громадами домов, идут параллельно береговой черте.

К верхним ярусам домов можно добраться только на фуникулёрах, их в Вальпараисо более 60. Когда один вагончик, состоящий из трёх ветхих кабинок, тросом поднимается по крутым рельсам вверх, другой этим же тросом, перекинутым через огромное вращающееся колесо, спускается вниз. В них так трясёт, что устоять на ногах просто невозможно. Поэтому по периметру кабинок на 6-8 человек установлены деревянные скамейки.

Город неоднократно сильно страдал от землетрясений (1730, 1817, 1906, 1960 годы). Поэтому в городе мало исторических зданий.

Здание командования ВМФ Чили в Вальпараисо. Фото из Википедии.
Здание командования ВМФ Чили в Вальпараисо. Фото из Википедии.

Город назван так Хуаном де Сааведра, который считается основателем города, его родной город в Испании — Вальпараисо-де-Арриба (Valparaíso de Arriba).

Курсанты посетили в Вальпараисо Морской музей (Museo Maritimo Nacional), где им рассказали про морское сражение при Икике.

21 мая 1879 года чилийский корвет "Esmeralda" (получил название от фрегата, захваченного у испанцев в Кальяо в 1820 году) в Тихом океане, недалеко от порта Икике (Чили), встретился с перуанским броненосцем "Huskar". Силы были далеко неравны. Перуанский корабль имел более современное вооружение и защищён бронёй.

Макет чилийского корвета "Esmeralda" в Морском музее Вальпараисо.  Фото Калинина Вадима Сергеевича. Заметки кругосветки. http://samlib.ru/img/k/kalinin_w_s/kp/pc230016.jpg
Макет чилийского корвета "Esmeralda" в Морском музее Вальпараисо. Фото Калинина Вадима Сергеевича. Заметки кругосветки. http://samlib.ru/img/k/kalinin_w_s/kp/pc230016.jpg

Перуанцы предложили чилийцам спустить флаг и сдаться в плен.
Корветом "Esmeralda" командовал адмирал Arturo Prat. Он обратился к команде с призывом принять бой. Команда его поддержала. Завязался бой. Корвет получал всё больше и больше повреждений. Уйти от врага он не мог. Во время боя адмирал принял решение идти на таран. Оба корабля от столкновения затонули. Адмирал Prat погиб в этом сражении.

На центральной площади Вальпараисо установлен грандиозный памятник чилийским морякам, погибшим в этом сражении недалеко от Икике.

Памятник героям морского сражения при Икике в Вальпараисо. https://economic-definition.com/Images/Forex_Otzovik/230/560/2428560067-provozglashen_nacional_nym_geroem_chili.jpg
Памятник героям морского сражения при Икике в Вальпараисо. https://economic-definition.com/Images/Forex_Otzovik/230/560/2428560067-provozglashen_nacional_nym_geroem_chili.jpg

В порту Вальпараисо был пришвартован учебный парусник Военно-морского флота Чили "Esmeralda", названный так в честь, вступившего в неравный бой корвета. Это шестой корабль ВМФ Чили с таким названием. Первый - фрегат, захваченный чилийцами у испанцев в Кальяо (Перу) в 1820 году.

Этот четырёхмачтовый парусник начали строить в 1946 году в Кадисе. В 1951 году Испания передала недостроенный парусник Чили, в счёт оплаты долга. Его достроили в 1953 году. В 1970- х перестроили в баркентину.

Парусник посетил более 300 портов мира и принял участие в многочисленных регатах. В 1964, 1976, 1982 и 1990 годах выигрывал самую престижную награду для парусных судов — Кубок Катти Сарк.

В отчетах Amnesty International, Сената США и Чилийской комиссии по установлению истины и примирению "Esmeralda"описывается, как своего рода плавучая тюрьма и камера пыток для политических заключенных режима Аугусто Пиночета с 1973 по 1980 год. Утверждается, что время от времени там содержалось, вероятно, более сотни человек и подверглись пыткам, в том числе британский священник Майкл Вудворд, который позже умер в результате пыток.
Из-за этой тёмной части истории парусника, международные путешествия "Эсмеральды" часто вызывали большие споры, особенно во время, когда Пиночет ещё был у власти. Но даже после восстановления чилийской демократии прибытие корабля в различные порты сопровождалось протестами и демонстрациями местных политических групп и чилийских левых политических эмигрантов.
ru.wikibrief.org›wiki/Esmeralda_(BE-43)
Учебная четырёхмачтовая баркентина  "Esmeralda" Военно-морского флота Чили, Фото Калинина Вадима Сергеевича. Заметки кругосветки. http://samlib.ru/img/k/kalinin_w_s/kp/pc240009.jpg
Учебная четырёхмачтовая баркентина "Esmeralda" Военно-морского флота Чили, Фото Калинина Вадима Сергеевича. Заметки кругосветки. http://samlib.ru/img/k/kalinin_w_s/kp/pc240009.jpg

На верхнем ярусе города находятся трущобы. Малюсенькие домики, размером примерно 3 на 3 метра, преимущественно с плоскими крышами стоят один на другом. Как будто кто-то из кубиков сложил эти пирамиды, карабкающиеся вверх по почти отвесному склону гор. Вверх к этим клетушкам ведут извилистые ступени, зачастую вырубленные прямо в породе. Сложены эти кубики из той же вулканической породы.

В этом районе туристам не безопасно находиться. У одного из пассажиров из Германии на "Крузенштерне" в Вальпараисо вырвали дорогой фотоаппарат, сбив его с ног ударом сзади по ногам. У его соотечественницы вырвали сумку с кошельком и загранпаспортом.

Но вот ближе к вершине гор появляются всё более и более красивые и богатые дома. Воздух здесь заметно прохладней и менее влажный. В этом районе есть и многоэтажные дома. Здесь только спальный район. На самой вершине - плато с многоэтажным домам. С другой стороны плато - обрыв. Отсюда можно увидеть город с высоты птичьего полёта. Добраться сюда лучше на фуникулёре, а не пешком через кварталы трущоб.

"Крузенштерн" в порту Вальпараисо. Фото Калинина Вадима Сергеевича. Заметки кругосветки. http://samlib.ru/img/k/kalinin_w_s/kp/pc252467.jpg
"Крузенштерн" в порту Вальпараисо. Фото Калинина Вадима Сергеевича. Заметки кругосветки. http://samlib.ru/img/k/kalinin_w_s/kp/pc252467.jpg

Посольство России в Чили выделило на весь экипаж "Крузенштерна" только свой микроавтобус на 12 человек для поездки в столицу страны. В нём места достались, в основном, фото и тележурналистам. От Вальпараисо до Сантьяго - 130 километров.

Дорога к столице широкая с прекрасным покрытием. Строили её французы. Она поднимается всё выше и выше по предгорью Анд. От перепада высоты закладывает уши. Посольский водитель держал скорость 100-120 км. в час.

По бокам дороги слева и справа тянутся нескончаемые плантации виноградников. Невысокие, с метр высотой, виноградные кусты заботливо ухожены. Ни одной травиночки не было видно между ровных шпалер виноградника. Каждый стволик обёрнут каким-то блестящим материалом в виде фольги, вероятно, это защита от грызунов.

В автобусе счастливчиков с "Крузенштерна" сопровождала торговый советник посольства. Она всю дорогу рассказывала о стране, её населении и обычаях. Журналистов её рассказ не заинтересовал, и они начали громко обсуждать свои проблемы, мешая окружающим.

Через главный хребет Анд построен тоннель длиной 3,5 километра, потом ещё один тоннель и Сантьяго.

В столице страны счастливчики. которые смогли поехать на экскурсию, посетили Президентский дворец Ла Монеда.

 Президентский дворец Ла Монеда в Сантьяго-де-Чили. Фото из Википедии.
Президентский дворец Ла Монеда в Сантьяго-де-Чили. Фото из Википедии.

Посольский автобус привёз экскурсантов на гору Сан-Кристобаль. Сотрудница посольства провела экскурсию. До вершины пришлось идти пешком. До неё можно добраться и на фуникулёре.

На вершине горы над городом возвышается статуя Девы Марии (высота 22 м). Её подарила Франция в 1963 году, в честь 150-летия независимости Чили. Богоматерь как бы благословляет город и его жителей на благоденствие и процветание. Она защищает его от напастей тёмных сил. Подножие памятника во все времена года устлано цветами. Их приносят все, кто посещает это место.

Статуя Девы Марии на горе Сан-Кристобаль в столице Чили - Сантьяго. Фото Калинина Вадима Сергеевича. Заметки кругосветки. http://samlib.ru/img/k/kalinin_w_s/kp/pc242413.jpg
Статуя Девы Марии на горе Сан-Кристобаль в столице Чили - Сантьяго. Фото Калинина Вадима Сергеевича. Заметки кругосветки. http://samlib.ru/img/k/kalinin_w_s/kp/pc242413.jpg

Чуть пониже установлена скульптура индейца. Он готовит лук для стрельбы. Его поза очень агрессивная. Так и кажется, что он вот-вот сорвётся с места, чтобы отомстить чужестранцам за вторжение на его землю. Скульптура полна экспрессии и просто завораживает.

Статуя индейца на горе Сан-Кристобаль в Сантьяго.  Фото Калинина Вадима Сергеевича. Заметки кругосветки. http://samlib.ru/img/k/kalinin_w_s/kp/pc242405.jpg
Статуя индейца на горе Сан-Кристобаль в Сантьяго. Фото Калинина Вадима Сергеевича. Заметки кругосветки. http://samlib.ru/img/k/kalinin_w_s/kp/pc242405.jpg

Особое впечатление на россиян произвела искусственная рождественская ёлка рядом с пальмами на одной из площадей Сантьяго.

В Сантьяго счастливчики с "Крузенштерна" купили два ящика вина. Прямо в микроавтобусе по пути в Вальпараисо они начали его дегустировать. Вместе с журналистами пили вино старший штурман и сотрудник Росрыболовства из Москвы. Научный сотрудник на "Крузенштерне" также решил оценить качество чилийского вина.

Изрядно подвыпившие экскурсанты-счастливчики, качаясь и поддерживая друг друга, с трудом поднялись на борт парусника.

"Крузенштерн" покинул причал Вальпараисо 27 декабря 2005 года. Барк лёг в дрейф на рейде, ожидая, когда военные моряки Чили достанут якорь со дна океана. А они взялись за это дело, запросив около 70 тысяч долларов.

На учебном паруснике встретили новый 2006 год застольем и новогодними концертами.

Новогодний праздник на "Крузенштерне". Фото Калинина Вадима Сергеевича. Заметки кругосветки. http://samlib.ru/img/k/kalinin_w_s/kp/p1012543.jpg
Новогодний праздник на "Крузенштерне". Фото Калинина Вадима Сергеевича. Заметки кругосветки. http://samlib.ru/img/k/kalinin_w_s/kp/p1012543.jpg

Во время рождественских и новогодних праздников чилийцы не занимались подъёмом якоря "Крузенштерна". После праздников водолазы начали поиск якоря на дне.

4 января 2006 года стало известно, что якорь "Крузенштерна" покрыт полутораметровым слоем ила, и водолазы до него добраться не могут. Пробные траления результата не дали.

На одном из складов Вальпараисо нашли старинную якорную цепь немного меньшего калибра, чем была потерянная вместе с якорем. Представитель морского регистра определил, что она соответствует требованиям. Капитан принял решение закупить её и соединить с запасным якорем.

5 января на портовом буксире подвезли на рейд две смычки закупленной якорной цепи. Пришвартовали буксир у правого борта носом к корме.

Новая якорная цепь на буксире на рейде порта Вальпараисо. Фото Калинина Вадима Сергеевича. Заметки кругосветки. http://samlib.ru/img/k/kalinin_w_s/kp/dscn1048.jpg
Новая якорная цепь на буксире на рейде порта Вальпараисо. Фото Калинина Вадима Сергеевича. Заметки кругосветки. http://samlib.ru/img/k/kalinin_w_s/kp/dscn1048.jpg

Через якорный клюз (отверстие в в фальшборте для спуска якоря) барка завели стальной трос и застропили начало цепи на борту буксира.

Мы с борта наблюдаем эту картину. Я говорю моему соседу, что строп какой-то не серьёзный. Это был брезентовый ремень шириной в три пальца.
Капитан и капитан-наставник тоже заметили это и крикнули старпому, находившемуся на борту буксира, чтобы он перестропил цепь. На борт полетел строп из стального троса. Но старпом крикнул, что этим стропом цепь грузили на буксир, и он всё выдержал. Капитаны настаивать не стали.
Калинин Вадим Сергеевич Заметки кругосветки. http://samlib.ru/k/kalinin_w_s/kp.shtml

Цепь медленно поползла с кормы буксира в якорный клюз "Крузенштерна". И вдруг она под своей тяжестью стала с грохотом уходить за борт буксира. Мелькнули последние звенья. Брезентовый строп лопнул, и две смычки купленной якорной цепи ушли на дно океана.

После этого неприятного события "Крузенштерн" пошёл на швартовку в порт. На причале ждали ещё восемь смычек цепи. Теперь застропили более надёжно первую смычку, и стали брать на борт.

Как только появился провис, цепь с грохотом сорвалась с пирса и легла на грунт. Но здесь глубина была всего 10 м, и боцманская команда помалу стала поднимать на борт якорную цепь.

Потом пошли второй и третий отрезки. И вскоре все оставшиеся восемь смычек были на борту. К ночи цепь подсоединили к запасному якорю.

8 января "Крузенштерн" вышел из порта Вальпараисо, и взял курс на Кальяо (Перу).

Было потеряно много времени в ожидании решения проблем с якорем, и заход на Галапагосские острова (Эквадор) был отменён.

Нашёл в Интернете заметки участника второго этапа: Канарские острова - Владивосток, второй кругосветной экспедиции российского учебного парусника "Крузенштерн" (2005 -2006 годы) - руководителя практики Калининградского морского рыбопромышленного колледжа Калинина Вадима Сергеевича. http://samlib.ru/k/kalinin_w_s/kp.shtml

Я также использовал материалы с Официального сайта барка "Крузенштерн", Википедию и другие источники информации в Интернете.

Если вам понравилась моя статья, тогда не забывайте ставить лайк. Подписывайтесь на канал "География для всех" от Сергея Лашманова и узнаете ещё много интересного о современном мире.

Пишите свои комментарии к моей статье.