Сам Бог велел сегодня вспомнить событие 910-летней давности: 4 мая 1113 года на киевский престол вступил один из самых выдающихся деятелей Древней Руси, реформатор, писатель, князь Владимир Всеволодович Мономах. В летописи о нем говорится, что он просветил землю русскую, и слава о нем разнеслась по всем окрестным странам.
60-летний Владимир Всеволодович стал Великим князем не в добрый час.
Русь раздирали усобицы. Любечский съезд князей 1097 года (к слову, состоявшийся по инициативе Владимира Мономаха) признал пагубность междоусобиц. С целью их прекращения князья приняли решение: "каждо да держит отчину свою", т.е. каждый удельный князь владеет своим княжеством и не вмешивается в дела соседей. Однако же после съезда междоусобицы возобновились с удвоенной силой. Шел объективный процесс распада раннефеодального государства, князья стремились к политической самостоятельности, соперничали за власть в крупных княжествах. Особенно желанным был киевский "стол", дававший звание Великого князя киевского и главы (пусть номинального) Руси. А тут еще половцы, занявшие в XI веке южнорусские степи, постоянно нападали на южные княжества!
КАРТЫ ПО ИСТОРИИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН И РУСИ. VII - XIII вв.
4 мая 1113 года на киевский престол вступил один из самых выдающихся деятелей Древней Руси, реформатор, писатель, князь Владимир Всеволодович Мономах.
В 1113 году умер киевский князь Святополк Изяславович, и в Киеве вспыхнуло восстание.
До настоящего времени нет однозначного мнения по поводу причин восстания. Недовольство киевлян вызывал, безусловно, введенный еще при жизни Святослава соляной налог, помимо того, как-то вдруг едва ли не все киевляне оказались в долгу у ростовщиков, бравших высокие проценты. - а мы помним, что за невыплату долга в Древней Руси должника отдавали в холопы.
Какие НАЛОГИ платили в Древней Руси?
В учебниках восстание 1113 года обычно освещается скупо и объясняется экономическими причинами: это было восстание "против ростовщиков", в ходе его были разграблены двор тысяцкого Путяты да дома ростовщиков. А что в процессе восстания произошел первый из известных на Руси еврейский погром, - о том не пишут. "Киевляне же разграбили двор тысяцкого Путяты, пошли и на евреев и их пограбили", - сообщает ПВЛ. Евреи, иудеи в Древней Руси - это преимущественно хазары (козаре, казары, козареяне), они и были ростовщиками.
Есть и другой взгляд на киевское восстание: его причины носят политический характер (так считал советский историк И.Я. Фроянов). В противоборство вступили две партии: а) сторонники Владимира Мономаха и б) сторонники Святославичей, Давыда и Олега. Опять-таки Святославичи пользовались поддержкой со стороны еврейской общины и сами оберегали ее интересы. Поддержка "козареян", получивших при Святополке "многие пред христианы вольности", не нравилась киевлянам-христианам, многие из которых из-за того "торгу и ремесл лишились". Как видим, и здесь, в политической игре, фигурирует еврейская община, с которой (а заодно со сторонниками Святославичей, Путятой, в частности) киевляне разобрались столь радикальным способом и пригласили на престол Владимира Мономаха.
Владимир Всеволодович не сразу принял приглашение. Поначалу, до погромов, он от киевского княжения отказался. Тогда-то и пошли киевляне грабить дворы тысяцкого и ростовщиков, после чего снова позвали Владимира. На этот раз тот согласился. Но лучше почитаем летопись:
"Наутра же 17-го <апреля> посоветовались киевляне и послали к Владимиру сказать: «Пойди, княже, на стол отца и деда». Услышав это, Владимир заплакал горько и не пошел, печалясь о брате. Киевляне же разграбили двор тысяцкого Путяты, пошли и на евреев и их пограбили. И снова послали киевляне к Владимиру, говоря: «Приходи, княже, в Киев; если не придешь, то знай, что много бед произойдет, не только Путятин двор, не только сотских и евреев пограбят, но нападут и на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, княже, если разграбят и монастыри». Услышав это, Владимир пошел в Киев".
Вот так, немного польстив, немного припугнув, киевляне добились своего. Великим киевским князем стал приглашенный ими Владимир Всеволодович Мономах, который до этого сидел в Переяславле, а до Переяславля по лествичной системе владел другими княжествами.
"Владимир Мономах сел в Киеве в воскресенье ... на столе отца своего и дедов своих, и все люди рады были, и мятеж улегся".
Умный был человек, за то и снискал уважение современников и потомков.
Первое, что он сделал - пошел навстречу низам: ограничил произвол ростовщиков (проценты-то были и вправду непомерно высоки), упорядочил взимание процентов, а также регламентировал порядок поступления в холопство.
Все эти изменения князь произвел законодательным путем: он дополнил "Русскую Правду", введя "Устав Владимира Всеволодовича", или "Устав о резах". Он вошел в состав пространной редакции "Русской Правды". Этим Уставом Владимир Мономах, с одной стороны, определил условия закабаления и облегчил положение закупов и холопов, а с другой стороны, т.наз. феодальные отношения оставались незыблемыми. "Пространная Правда" дополнялась потом при сыне Владимира Мстиславе, затрагивала вопросы собственности, наследования и даже (!) правового положения женщин, а также ограничивала права князя по отношению к боярству.
Бояре, а мы к вам пришли... БОЯРЕ как сословие на Руси
Первое, что он сделал Владимир Мономах на киевском престоле - ограничил произвол ростовщиков, упорядочил взимание процентов и регламентировал порядок поступления в холопство.
На короткий период во время княжения Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) на Руси установилась относительная стабильность. "Посадив" в ключевые города Руси своих (многочисленных) сыновей, Мономах управлял 3/4 ее территории.
Он и на половцев сумел "навести ужас". Еще до великого княжения случалось ему побивать половцев, а после похода 1116 года в половецкие владения в верховья Северского Донца половцы от русских границ откочевали. Во всяком случае, когда в конце его правления за Дон были вновь были посланы дружины, они там половцев... не нашли. Говорят, какие-то части половецкой Орды ушли на службу в Грузию... да и остались там... Защитил, одним словом, князь Русь от половецкой угрозы.
Много чего еще успел сделать Владимир Мономах. По его поручению в том же 1116 году игумен Выдубицкого монастыря Сильвестр создал 2-ю редакцию "Повести временных лет", а в 1118 году - еще одну, 3-ю, специально для сына Владимира Мстислава, который был отправлен отцом княжить в Белгород Киевский. Есть предположение, что существовала и 4-я редакция ПВЛ, и именно она дошла до нас в составе Лаврентьевской летописи 1377 года.
Князь и сам писал. Известны собственные литературные произведения Мономаха, причем замечено, что князь обладал немалым писательским даром. До нас дошли четыре произведения Владимира Мономаха: "Поучение" <детям и потомкам>, автобиографический рассказ о "Путях и ловах", письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу (о нем речь ниже) и упомянутый "Устав Владимира Всеволодовича".
Владимир Мономах защитил Русь от половецкой угрозы.
Осталось выяснить, почему он был прозван Мономахом.
По матери он приходился внуком византийскому императору Константину IX Мономаху. О матери известно мало: в 1046 году ее выдали замуж за сына Ярослава Мудрого, киевского князя Всеволода Ярославича, и называли ее в летописях "Мономахиня", т.к. имя ее не сохранилось.
Владимир Всеволодович гордился своим прозвищем, подчеркивающим его родство с византийской императорской династией, подчеркивал, что он - Мономах, что в переводе с греческого означает Единоборец.
Вообще-то у семьи Владимира Мономаха сложная генеалогия. Сам Владимир Всеволодович первым браком был женат на дочери английского короля Гарольда II Гите, его сын Мстислав - на дочери шведского короля, Ярополк Владимирович - на молдавской княжне, Юрий - на византийской принцессе, дочь Евпраксия была выдана за венгерского короля Коломана, Мария - за византийского царевича Леона, София - за венгерского короля Белу II. А династические браки, как известно - яркое свидетельство могущества правителя. С киевскими князьями спешили породниться самые влиятельные монархи Европы!
Князь Владимир Всеволодович по роду матери приходился внуком византийскому императору Константину IX Мономаху.
В переводе с греческого Мономах означает Единоборец.
Безусловно, княжение Владимира Мономаха было периодом последнего усиления Киевской Руси. Княжеские усобицы Мономах умел сдерживать разумным правлением, правильным администрированием и высоким моральным авторитетом.
На короткий период княжения Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) на Руси установилась относительная стабильность, прекратились междоусобицы в княжеской семье.
А для меня когда-то потрясением и открытием стало письмо князя двоюродному брату Олегу Святославовичу. Дело было задолго до вокняжения Мономаха в Киеве, в 1096 году. Шла обычная в семье Рюриковичей междоусобица. Олег, изгнанный тогда Мономахом и киевским князем Святополком из Чернигова, начал против Мономаха войну, подступил к Мурому, захваченному сыном Мономаха Изяславом, да еще и привел себе на помощь половцев. Изяслав (крестник, между прочим, Олега) был в битве Олегом убит. В 1097 году Олег все-таки потерпел поражение от сыновей Владимира Мономаха, Мстислава и Вячеслава, бежал и принял предложенный ему мир, на чем война и закончилась.
ТЕСТ: что ты знаешь о РЮРИКОВИЧАХ?
И вот этому человеку, убийце своего сына, князь писал: "...ни враг я тебе, ни мститель. Не хотел я ведь крови твоей видеть у Стародуба ... Если же в том я грех совершил, что пошел на тебя к Чернигову из-за поганых [т.е. половцев], то в том я каюсь...". Огромной нравственной силы должен быть человек, написавший такое поверженному врагу. Как государственный человек, Владимир Всеволодович предлагал Олегу мир и прекращение междоусобицы. "Много борешься, душа, с сердцем, и одолело сердце мое, потому что тленны мы", и дальше упоминает библейское: "Если не простите брату прегрешения его, то и вам не простит Отец ваш Небесный". Академик Д.С. Лихачев отмечал, что мировая история не знает ничего похожего на "письмо победителя Мономаха к своему побежденному врагу" ("Великое наследие").
"...ни враг я тебе, ни мститель", - написал Владимир Мономах, человек огромной нравственной силы, побежденному врагу, убийце своего сына ради прекращения усобиц на Руси.
Поэтому закончу словами похвалы Владимиру Мономаху из "Слова о погибели Русской земли": он
"...просветил всю землю Русскую, словно солнце, испускающее лучи, слава о нем разнеслась по всем окрестным странам, но особенно страшен был он для поганых...".