«Честный ЗНАК» – Единая национальная система цифровой маркировки и прослеживания товаров.
У вас было много вопросов про то, как эта система работает и мы вас услышали 😊
Ни для кого уже не секрет, что маркировка распространяет свои сети на всё большее количество товаров с каждым днём. Без неё продавать товары нельзя даже на онлайн-площадках, в том числе на маркетплейсах (ранее мы писали про то, что площадки уже даже создали черный список селлеров из которого выйти невозможно).
Согласно данным системы «Честный ЗНАК», к 2024 году национальная система маркировки охватит все отрасли промышленности — от сигарет и лекарств до детского питания.
1. На сегодняшний день обязательной маркировке подлежат следующие группы товаров: пиво и слабоалкогольные напитки, меховые изделия, обувь, табак и табачная продукция, лекарства, фотоаппараты и лампы-вспышки, духи и туалетная вода, шины и покрышки, товары лёгкой промышленности (постельное белье, полотенца и т.п.), молочные продукты, любые виды упакованной воды.
В стадии эксперимента: БАДы, велосипеды, кресла-коляски, антисептики, медицинские изделия и икра осетровых и лососевых рыб. По завершении пилотных проектов будут установлены даты введения обязательной маркировки этой продукции.
2. Главный принцип системы – честность перед потребителями, прозрачность всех процессов (от производства и логистики до отслеживания продаж). Благодаря этому, повышается уровень безопасности жителей России и шансы победить контрафакт и некачественные аналоги, возрастают. Те, кто соблюдают правила системы, становятся честными продавцами, вызывающими у потребителей доверие и чёткое осознание, что контрафакта у них не будет.
Проверить легальность товара может каждый у кого есть приложение ЧЗ на телефоне. Из-за онлайн-касс, данные системы маркировки синхронизируются и продать контрафакт попросту невозможно.
3. Есть три основных вида маркировки:
- DataMatrix-код.
«Хранилище» информации о товаре. В него вмещается наибольший объем информации. При повреждении до 30% всё равно считывается 2-D сканерами. Похож на QR-код: двумерный и содержат чёрно-белые элементы. Но DataMatrix-код может значительно уменьшаться в размере, что хорошо подходит для небольших упаковок. Одна метка стоит 50 копеек (если товар находится на стадии эксперимента - бесплатно). - RFID-метки.
Радиочастотные метки, в которых зашифрована информация о товаре. RFID-метки упрощают и ускоряют производственные процессы, уникальный номер (ID) метки гарантирует защиту от подделки, их тяжело испортить, информацию можно считывать на расстоянии до 50 метров. Но для прочтения необходимо специальное оборудование, а для небольших компаний это может быть накладно. Поэтому они используются реже. - Коды агрегации.
Коды агрегации наносят на групповую упаковку. Внутри групповой упаковки находятся единицы маркированной продукции.
Разберём проблемный кейс наших коллег, с которым может столкнуться каждый, кто занимается импортом:
Ситуация: Производитель в Китае отказался маркировать продукцию, и отправил товар подлежащий обязательной маркировки на территорию РФ без маркировки.
Ключевая ошибка: нарушение порядка маркировки товаров.
То есть, запрос был: промаркировать партию обуви и провести таможенную очистку.
Как в этом случае поэтапно действовала компания?
4. Что нужно знать о маркировке и "Честном ЗНАКе" ещё?
Нужно понимать, что может случиться, если вы не промаркируете товар...
Отсутствие маркировки товаров, регистрации в системе маркировки, целенаправленное увеличение максимальной розничной цены – всё это приводит к административной ответственности и штрафам, к огромному количество штрафов. А что самое важное – за некоторые правонарушения вы можете понести уголовную ответственность.
Рассмотрим основные санкции:
1. Отсутствие кода маркировки. Такой товар нельзя принимать и, тем более, продавать. Штраф для всех товарных групп, кроме табака: от 5000 до 300 000 тысяч рублей. В случае отсутствия кодов на табачных изделиях: от 30 000 до 500 000. Конфискация предметов нарушения проходит в обязательном порядке. При этом за преступления в особо крупных размерах и в случае сговора, штраф может быть до 1 млн рублей, либо лишение свободы до 5 лет.
2. Товары не были введены в оборот. Если у вас уже есть коды, они нанесены на товары, но в оборот не введены – их продажа запрещена. Иначе штраф: от 1000 до 100 000.
3. За производство/приобретение/хранение/перевозку в целях сбыта и сбыт товаров с поддельными кодами маркировки ждёт уголовная ответственность, статья 171.1 УК РФ. Получить наказание можно даже если код был подделан не продавцом, так как товар, в любом случае, принимал он. Штраф до 300 000 или доход за период до 2 лет, если суд решит, тогда возможно лишение свободы до 3 лет со штрафом 80 000 или в размере дохода за период до 6 месяцев. Если установят, что присутствовал предварительный сговор или участников было несколько, тогда лишение свободы до 4 лет со штрафом до 100 000 или доходом за период до 1 года. При подделки кодов крупной партии товара и участии организованной группы, срок лишения свободы может быть до 6 лет со штрафом до 1 млн или доходом за период до 5 лет.
Что думаете про переход с Карго на белые поставки, уже пора?
Если не знаете, что делать и как быть с маркировкой - вы всегда можете получить бесплатную консультацию у наших коллег.
__________________________
⚡️Подпишитесь на канал X10 ВЭД и читайте полезные посты от команды экспертов по ВЭД каждый день.