Найти тему

Рассказываю про постановку звука "М"

«М» - звук раннего онтогенеза и по способу образования относится к губно-губным звукам. Существует несколько видов нарушений произношения звука «М»: отсутствие звука, когда малыш не научился произносить этот звук и пропускает его в речи (вместо «мама» говорит «ама», «мак» -«ак»). Также нарушение произношения этого звука бывает у детей с тяжелой речевой патологией, когда губы не могут полноценно сомкнуться.

Кстати, для новичков на моем канале, немного расскажу о себе. Меня зовут Елена, я логопед-онлайн для взрослых и детей, имею большой опыт по исправлению дефектов речи, подробно рассказываю и показываю, как это сделать.
Подписывайтесь на мой канал, вы узнаете много интересного.

Работа над постановкой всех звуков ведется в несколько этапов

Сначала проводятся упражнения на расслабление языка, затем артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Упражнения на расслабление языка

1. «Лопатка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать до 5-10 секунд.

2. «Пошлепаем губами по языку». Шлепаем губами по всей поверхности языка и говорим пя-пя-пя на выдохе.

3. «Покусаем язычок». Кусаем язык по всей поверхности и говорим та-та-та на выдохе.

4. «Причешем язычок» зажать язык между зубами и просовывать его вперед-назад.

5. «Пошлепаем губами по языку» (пя-пя-пя на выдохе)

6. «Лопатка»

Артикуляционная гимнастика на укрепление круговой мышцы рта

1. «Улыбка». Широко улыбнуться, не показывая зубов, удерживать губы в таком положении 3-5 секунд.

2. «Трубочка». Губы вытянуть вперед, как при произнесении звука «У» и удерживать в таком положении 3-5 секунд.

3. «Улыбка» - «Трубочка». Произвести смену артикуляционных поз не менее 3 раз.

4. Вытянуть губы «Трубочкой» и покрутить «Трубочкой» вправо, а потом влево.

5. Втянуть губы в рот и вытянуть их «Трубочкой».

6. Закусить верхними зубами нижнюю губу, а потом нижними зубами верхнюю губу.

Дыхательные упражнения

1. Попеременный вдох носом и выдох ртом.

2. Вдох ртом, выдох носом.

3. Вдох в одну ноздрю (левую, правая зажата пальцем), выдох через другую (правую, левая зажата пальцем) и наоборот.

4. Вдох и выдох только ртом или только носом (при вдохе/выдохе ртом зажать обе ноздри).

Также большое значение в работе над постановкой звука имеет развитие фонематического слуха, т.е., способности ребенка слышать и правильно воспринимать звуки.

Упражнение на развитие слухового внимания

«Поймай звук». Взрослый произносит цепочку из различных звуков, если ребенок слышит звук «М», хлопает в ладоши.

Сначала предлагается цепочка из отдельных звуков, затем слогов и слов.

М, П, Б, К, Л, А, Т, И, З, К…

Ма, Па, Та, Да, Ва, Ка, Га…

Мак, рот, лук, сумка, книжка, дом, машина…

Постановка звука «М» физиологическим способом

Звук «М» получается, когда слегка выдвинутые вперед губы плавно смыкаются и размыкаются. Воздух при этом выходит не через рот, а через нос. Горло «поет».

Для того, чтобы произнести звук «М» попросите ребенка слегка выдвинуть губы вперед, как будто хотим произнести звук «У», а потом медленно и плавно сомкнуть и раскрыть их. Воздух при этом должен выходить через нос, попросите ребенка проверить себя, подставив ладошку к носу. Если все сделали правильно, ладошки коснется слабый теплый ветерок.

Постановка звука «М» с механической помощью

Если у ребенка не получается самостоятельно произнести звук «М», можно одной рукой слегка выдвинуть губы вперед, а другой легко зажать их между указательным и большим пальцами. Затем медленно отпустить. Предварительно попросите ребенка произнести звук «У», не выдвигая вперед губы.

Если ребенок вместо звука «М» произносит «Б», зажмите ему ноздри, таким образом, получится подобие звука «М».

Если у вас появились вопросы, приходите на бесплатную консультацию.

Подписывайтесь на мой канал, и вы узнаете много интересного.