Довольно оперативно, уже в третьем чтении 11.04.2023г. Госдума приняла поправки к закону о воинской обязанности и военной службе.
Поправки эти призваны усовершенствовать ведение воинского учета, извещения военнообязанных граждан, а также направлены на борьбу с таким явлением, как уклонизм.
Итак, в целях усовершенствования оповещения предполагается использовать наряду с письменным (бумажным) вариантом повесток их электронный аналог, который будет направляться в личный кабинет.
Такой кабинет на госуслугах уже довольно давно открывают каждому школьнику, и у подавляющего большинства военнообязанных такой кабинет есть.
А вот что касается возможности направления повесток таким образом, у меня есть большие сомнения.
Финансирование военных комиссариатов много лет находилось на чрезвычайно низком уровне.
Настолько низком, что извещения (повестки) военнообязанным заказной корреспонденцией не направлялись из-за отсутствия средств.
Распространялись они через военно-учетных работников местного самоуправления и крупных организаций, на которых есть соответствующие должности.
Оставшимся вручать повестки должны были работники военных комиссариатов, в том числе женского пола, которых обязывали ходить по адресам призывников.
В лучшем случае повестки направлялись простой почтовой корреспонденцией, получение которой доказать невозможно.
В результате, значительная часть призывников повестки не получали или делали вид, что не получали.
Для направления и доставки повесток в электронной форме необходим высокий уровень информатизации военных комиссариатов, а его не было и нет.
Конечно, я исхожу из личного опыта работы в военном комиссариате 3 разряда, в котором такого явления, как интернет, просто не было и даже его появление в обозримом будущем не предполагалось.
Воинский учет преимущественно ведется с помощью бумажной картотеки, да и используемая компьютерная техника по своим техническим характеристикам не сможет быть использована для выполнения такой задачи.
Для сравнения приведу извещение, направляемое судебными приставами сторонам исполнительного производства.
Ведомственное программное обеспечение появилось в ФССП еще в 2006году, широко использовался Интернет и электронная почта, чего во многих военных комиссариатах нет и сегодня.
В 2010 или 2011 программное обеспечение было заменено на более совершенное, предусматривающее межведомственное взаимодействие в электронной форме.
Развитие информатизации стояло на одном из первых мест в вопросах совершенствования службы.
И при всем при этом, извещать должников и взыскателей посредством личного кабинета на госуслугах стали относительно недавно – 3-4 года назад.
Сколько времени для подобного потребуется военным комиссариатам с учетом того, что им подобную структуру придется развивать практически с нуля?